Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пройти техосмотр автомобиля по новым правилам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Техосмотр 2022 года проводится по новым правилам. Профессиональная поддержка юриста поможет разобраться, как правильно подготовиться к техосмотру в 2022 году и уточнить, какое наказание последует, если проигнорировать новые требования. Мораторий на техосмотр закончился, так что эта информация будет полезной для всех.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Исключенные пункты диагностической карты
6. Отсутствие коррозии, грозящей потерей герметичности или разрушением
7. Отсутствие механических повреждений тормозных трубопроводов
19. Наличие рассеивателей внешних световых приборов, отсутствие их разрушения и загрязнения. Отсутствие не предусмотренных конструкцией светового прибора оптических элементов
25. Обеспечение стеклоомывателем подачи жидкости в зоны очистки стекла
36. Соответствие нормам уровня шума выпускной системы
52. Обеспечение тягово-сцепными устройствами легковых автомобилей беззазорной сцепки сухарей замкового устройства с шаром
53. Соответствие размерных характеристик сцепных устройств установленным требованиям
55. Наличие знака аварийной остановки и медицинской аптечки (медицинских аптечек)
56. Наличие не менее 2 противооткатных упоров
57. Наличие огнетушителей, соответствующих установленным требованиям
64. Отсутствие каплепадения масел и рабочих жидкостей
65. Установка государственных регистрационных знаков в соответствии с установленными требованиями
Из диагностической карты будут удалены все пункты, по которым с 1 сентября 2022 года не будут требоваться проверки. Даже номера исключенных пунктов совпадают с номерами исключенных требований, так что найти соответствия довольно просто.
Аннулирование карты техосмотра
Прохождение техосмотра автомобиля не единственное изменение, которое начало действовать в 2022 году. Диагностическая карта перестала быть панацеей, поскольку её могут отозвать. Но право на проведение такой процедуры есть не у всех. Оно возможно только если аннулирование выполняет сотрудник ГИБДД. Именно рассматриваемый пункт в нововведениях вызвал самое бурное обсуждение, поскольку многие считают, что оно может стать причиной дорожного произвола. Например, если инспекторы из-за пустяшной поломки начнут отменять карты техосмотра, отправляя автомобилистов на повторные технические осмотры.
Но все это гипертрофировано. Небольшая поломка, максимум, что может спровоцировать – штраф. И то, только в крайних случаях. Обычно достаточно простого предупреждения. Но это не значит, что аннулировать карту вообще невозможно. Это могут сделать, но только в некоторых, четко прописанных случаях:
- Диагностическую карту выдали без технического осмотра.
-
Если диагностическая карта выдана на легковойавтомобиль, который не соответствует нормам и правилам безопасности.
Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.
Требования для прохождения техосмотра в 2023 году
Процедура ТО регламентирована ПП РФ от 05.12.2011 № 1008 “О проведении техосмотра ТС” (далее – ПП № 1008). Основные узлы и агрегаты, которые проверяются экспертом, разделены на 7 групп:
- тормозные системы. Эксперт проверяет исправность, безопасность и эффективность её работы;
- рулевое управление. Проводится диагностика маневренности, люфта, гидроусилителя и подвески;
- внешние световые приборы. Проверяется их наличие, регулировка, функционирование, целостность, яркость и отсутствие загрязнений;
- стеклоочистители и стеклоомыватели. Оценивается их наличие, работоспособность, подача жидкости;
- шины и колёса. Проводится проверка целостности резины, высоты протектора, отсутствие трещин, наличие всех элементов крепления колёс и т.д.;
- двигатель и его системы. Проверяется уровень экологичности мотора, отсутствие подтеканий, правильное размещение, уровень шума.
- дополнительные агрегаты. Проверка замков, сцепления, ремней безопасности, аварийных сигналов, аптечки, огнетушителя.
С 12.02.2018 года вступили в силу изменения по части требований к проведению техосмотра машины. Обновлены и расширены основные требования к фарам и рассеивателям, шипованной резине, ГБО, стеклоочистителям, гидроусилителю руля, утечке масла, аптечке, огнетушителю и др. Рассмотрим каждое из новых требований операционно-постовых карт технического осмотра.
Если раньше талон техосмотра выдавался только при отсутствии неисправностей в автомобиле, в 2019 документ диагностики оформляется на ТС при наличии поломок с указанием проблемных узлов агрегата. Однако, без соответствующей отметки о разрешении на эксплуатацию ТС, ездить на такой машине нельзя.
Осмотр транспорта на предмет соответствия требованиям безопасности будет проводиться не многочисленными страховыми агентами, а специализированными аккредитованными станциями технического осмотра. Периодичность прохождения ТО регламентирована для каждой категории ТС.
Важно! Процесс оценки состояния авто должен записываться на камеру.
Контроль за проведением осмотра РСА теперь не осуществляет. Процедура перешла в юрисдикцию МВД и Ростехнадзора.
Законом определены штрафы за непрохождение техосмотра хозяевами автомобилей. Продолжить езду за рулем нарушитель не сможет: машину эвакуируют на спецстоянку.
Непорядочных операторов ждет административное взыскание на крупную сумму для эксперта, или тюремный срок для директора центра оценки.
Для прохождения техосмотра и получения разрешительного заключения специалистов, к процедуре ТО нужно готовиться заранее.
Сначала нужно проверить исправность автомобиля:
- фары, противотуманки и все осветительные приборы;
- шины;
- ГУР;
- систему торможения;
- стеклоочистительные моторчики и патрубки;
- наличие аварийного знака, аптечки и огнетушителя с действующими сроками годности;
- паспорт на ГБО (при наличии).
Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте
Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.
В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.
Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.
Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.
Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.
Штрафы за отсутствие ТО
Ранее уже упоминалось, что без технической карты получение обязательной страховки на движимую собственность для человека будет невозможным. Ну а передвижение без полиса ОСАГО влечет за собой административный штраф, в размере 425 руб. Кроме того, у водителя нет гарантии, что он не станет виновником ДТП. При отсутствии КАСКО подобные проблемы могут обернуться для него дополнительными расходами, которые уже исчисляются в тысячах рублей.
Мы узнали, что проверяют на техосмотре в 2023 году и почему не стоит игнорировать данную процедуру. В заключении можно добавить, что прохождение планового ТО не считается обязательным для прицепов и мопедов категории А1. Но эти правила в скором времени также могут измениться. А потому следить за нововведениями в законодательстве желательно каждый месяц.
New! Послабление по Техническому осмотру с 1 марта 2021 года
24 февраля 2021 года
С 1 марта многое планировалось поменять в работе операторов ТО. Приказ Минтранса вызвал ажиотаж в основном у региональных операторов ТО, а также негативные отзывы у автовладельцев в отношении роста тарифов на прохождение техосмотра.
Для операторов ТО требовалось переоснастить помещения и подогнать его под требования законодательства. Это обстоятельство требовало больших финансовых затрат, что многим было не под силу. В настоящий момент разработан новый Приказ Минтранса, который упрощает ряд требования для операторов: не надо будет перестраивать здания, ворота и обустраивать осмотровые канавы, не потребуется закупать дымомеры, люфтомеры и устройства для проверки светопропускания стекол.
Вышеописанные меры вступят в силу с 1 сентября 2021 года, с 1 марта до 1 сентября потребуется работать по утвержденным правилам.
Что проверяют во время техосмотра?
Автомобиль во время технического осмотра проверяют по 65 пунктам. Но в первую очередь, что проверяют на ТО автомобиля, так это:
- Работу тормозной системы, ее эффективность, а также визуальный осмотр на наличие видимых повреждений.
- Наличие и целостность фар и осветительных устройств. Проверяют их настройки, на соответствие стандартам. Если фары установлены в других местах, то карта не будет подписана.
- Осуществляется проверка работоспособности руля, подвесок и люфта.
- Стекольные очистители и омыватели.
- Проверяются на целостность колеса и шины, не допускаются повреждения, вздутия, деформации дисков. Размер шин должен соответствовать типу авто, на одной оси должны располагаться одного размера колеса, соответствовать протектор на шинах времени года: зима – 4 мм, лето – 1,6 мм.
- Проверяется двигательная система, на наличие выброса вредных компонентов. Показатель должен находиться в пределах утвержденных норм.
Какие виды транспорта должны проходить техосмотр
После вступления в силу законодательных инноваций изменятся сроки прохождения технического осмотра. С марта 2021 года автомобилям не старше 4 лет не нужно будет проходить техосмотр. Машинам, возраст которых варьируется в диапазоне от 4 до 10 лет, придется посещать оператора раз в 2 года. Все эти правила распространяются и на другие виды транспортных средств:
- полуприцепы;
- мотоциклы;
- прицепы;
- грузовые автомобили, грузоподъемность которых не превышает 3,5 тн.
Авто старше 10 лет, необходимо подтверждать исправное техническое состояние раз в год. Автомобили, выпущенные менее 5 лет назад и работающие в такси, будут проходить техосмотр раз в год, если более 5 лет – раз в полгода.
Раз в год техническое состояние придется подтверждать:
- грузовикам от 3,5 тн;
- автобусам;
- учебным авто до 5 лет;
- машинам, перевозящим опасные грузы;
- такси (легковым);
- грузовикам (от 8мест);
- авто со спецсигналами.
А если возраст этого транспорта превышает 5 лет, то проверка проводится 1 раз в полгода.
Как проходит технический осмотр
Процедура технического осмотра подразумевает активное участие водителя. Собственнику транспортного средства потребуется выполнить определенные действия.
- Подбор станции. Техосмотр автомобиля проводится только аккредитованными пунктами. Их адреса представлены на официальном сайте (раздел контакты). При подборе станции онлайн стоит учесть ее репутацию. Для этого откройте любой портал с отзывами и введите наименование компании. Также можно почитать соответствующие статьи в интернете. Подобный подход позволит выбрать наилучшее решение, исключит сложности при проведении осмотра и подготовке к нему.
- Запись на процедуру. Водитель связывается с представителями станции, информирует о своем намерении пройти техосмотр. Он выбирает подходящую дату и время, согласовывает дополнительные нюансы. При необходимости клиент может задать вопросы о порядке проведения проверки, уточнить специфику работы с транспортом его конфигурации.
- Подготовка документов. Для прохождения техосмотра необходимо приготовить паспорт, права (водительское удостоверение) и ПТС. Если клиент представляет коммерческую организацию, ему потребуется доверенность. Документ заверен подписью и печатью, содержит информацию о том, кем и когда он выдан. Отсутствие необходимых бумаг исключит проведение проверочных процедур, приведет к финансовым и временным потерям.
- Прибытие на станцию. В назначенный день клиент приезжает на проверку. Он загоняет машину в бокс, предоставляет чек, подтверждающий оплату госпошлины. Перевод денежных средств осуществляется любым удобным способом: за счет органов банка, в кассе организации и тд.
- Проведение проверочных процедур. Специалисты проводят технический осмотр автомобиля с использованием современных средств диагностики. Мероприятие сопровождается подготовкой фотографий. Продолжительность проверочных операций составляет от 45 до 90 минут. Все зависит от исполнения техники, ее состояния и параметров установленного оборудования.
- Оформление диагностической карты. При отсутствии нарушений на автомобиль оформляется диагностическая карта. Документ представлен записью в единой системе ЕАИСТО. Если техника не соответствует заявленным требованиям, в инициализации диагностической карты отказывают. Вместо нее водитель получает предписание по устранению выявленных недостатков. После приведения машины в должное состояние автовладелец должен прибыть на пункт осмотра повторно.
Транспортные средства в возрасте от 0 до 4 лет освобождены от технического осмотра. Техника в возрасте от 4 до 10 лет проверяется один раз в два года. Автомобили старше 10 лет проходят ежегодную проверку.
Что проверяют на техосмотре
В ходе технического осмотра проверяется множество узлов и агрегатов. Должное внимание уделяется кузову автомобиля, системам безопасности и сопутствующему инвентарю.
- Огнетушитель. Каждое транспортное средство следует комплектовать огнетушителем установленного образца. Продукт должен иметь сертификат и неистекший срок годности. Запрещается использование огнетушителей, имеющих видимые механические повреждения. Такие приборы требуют незамедлительной замены.
- Аптечка. Как и в случае с огнетушителем, транспорт должен комплектоваться сертифицированной типовой аптечкой. Перечень лекарственных препаратов и средств первой медицинской помощи установлен законодательством. Инспектор вправе проверить комплектность аптечки, если у него возникнут сомнения в ее качестве.
- Знак аварийной остановки. Знак аварийной остановки может присутствовать в целом и разобранном виде. Не допускается наличие существенных повреждений, препятствующих полноценной эксплуатации изделия. Продукт должен соответствовать требованиям отраслевых нормативов в части размеров, комплектности и светоотражающей способности.
- Дверные замки. Недопустимо наличие заеданий и прочих дефектов при эксплуатации дверных замков. Механизмы должны работать слаженно и плавно, обеспечивая беспрепятственную посадку пассажиров в салон и выход из него. Отдельное внимание уделяется дополнительным запорным механизмам, установленным в рамках багажника и капота.
- Зеркала заднего вида. Все зеркала должны располагаться на штатных местах, иметь типовое исполнение. Не допускается установка зеркал, не предусмотренных конструкцией, а также использование комбинированных решений, ухудшающих обзорность. Поверхность изделий не должна иметь трещин и сколов, затрудняющих их эксплуатацию. Запрещается приклеивание тонировочных или светоотражающих пленок, а также использование прочих элементов тюнинга.
- • Стеклоочистители и стеклоомыватели. При функционировании системы по очистке стекол не должно возникать трудностей. Это касается чистящих щеток, их приводов и форсунок. Система обязана эффективно удалять грязь, поддерживать заявленные режимы работы. Допускается замена щеток стеклоочистителей на аналогичные или иные изделия, совместимые с параметрами системы.
- Грязезащитные фартуки (брызговики). Наличие данного элемента проверяется на всех автомобилях без исключения. Брызговик не должен иметь видимых механических повреждений, препятствующих его работе. Не допускается использование продукции, не подходящей по размеру или имеющей значительный износ.
- Ремни безопасности. Специалисты проверяют целостность ремней безопасности и работоспособность инерционных катушек. Они удостоверяются в исправности фиксирующих механизмов, осматривают полотно ремня в местах наибольшего трения. Если в транспортном средстве производилась замена ремней, собственник обязан представить документы, подтверждающие качество установленной продукции.
- Противосолнечные козырьки. Козырьки, защищающие от солнца, присутствуют в большинстве современных авто. Они обеспечивают комфортное вождение в солнечную погоду, обязаны обладать функционалом, предусмотренным производителем. Отсутствие козырьков – повод для отказа в оформлении диагностической карты. Водителю потребуется установить сертифицированные защитные элементы на заводские места.
- Тягово-сцепное устройство. Элементы сцепки проверяются у авто, работающих с прицепами. Они должны надежно фиксировать прицепной блок, исключать его произвольное перемещение по трассе. Как правило, контроль качества сцепного узла выполняется посредством специальных приспособлений.
- Звуковой сигнал. Подача звукового сигнала должна осуществляться сразу после нажатия соответствующей клавиши. Недопустимо наличие заеданий, прерывистая или излишне тихая подача звука.
- Сидения. В машине обязаны присутствовать сидения, предусмотренные заводом-изготовителем. Не допускается установка посадочных мест, предназначенных для автомобилей дугой марки.
- Выхлопная система. При проверке транспортного средства используется поверенный анализатор, определяющий количество вредных веществ в выхлопе автомобиля. Действующие нормативы предусматривают послабления для машин, выпущены до 1986 года. Для подобной техники допустима большая концентрация СН и СО в отработанных газах. Авто, оснащенные каталитическим нейтрализатором, проверяются по всей строгости закона.
- Тормозная система. Эффективность тормозов проверяется в обязательном порядке. Процедура затрагивает следующие параметры: герметичность магистрали, удельная тормозная сила, коэффициент неравномерности тормозных усилий, работоспособность механизма сигнализации и степень усиления на органах управления. Отклонения по любому из перечисленных показателей исключает оформление диагностической карты, провоцирует отправку машины на ремонт.
Также проверяется сезонность установленной резины, техническое состояние осветительных приборов, целостность несущих кузовных элементов и прочие показатели.
Какая должна быть периодичность проведения?
Срок действия диагностической карты зависит от года выпуска ТС. Водители могут не отравлять авто на прохождения техосмотра, пока ему не достигнет три года. Для новой машины проводить технический осмотр не обязательно.
Если возраст авто больше трех лет, то нужно приобрести диагностическую карту. Карта ТС будет действовать:
- В течение одного года, если возраст авто больше семи лет;
- В течение двух лет, если авто выпущено от трех до семи лет назад. В карте содержится отметка о дате выпуска в свидетельстве о регистрации или в техпаспорте авто.
Талон технического осмотра нужно поменять на диагностическую карту, только если в случае окончания срока действия или при проведении повторного осмотра.
Процедуру нужно проходить обязательно раз в двадцать четыре месяца для автомобилей от трех до семи лет назад.
Пунктом три действующего Федерального Закона регламентируется обязательность ежегодного осмотра вне зависимости от года изготовления следующих ТС:
- Авто, которые содержат специальный свет и звуковой сигнал;
- Грузовые машины с массой больше 3,5 тонн;
- Автомобилей, которые предназначены для обучения управления.
Закон предусматривает возможность прохождения осмотра и в более короткий срок в зависимости от желания владельца.
Сводбная таблица периодичности проведения?
Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.
Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.
Возраст/тип автомобиля | До 4 лет | До 5 лет | От 4 до 10 лет | Старше 5 лет | Старше 10 лет |
---|---|---|---|---|---|
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Легковые авто, работающие в такси | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Мотоциклы | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |
Грузовики массой свыше 3,5 тонн | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автобусы | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Автомобили, оборудованные для обучения вождению | Раз в год | Раз в год | До 5 лет раз в год | Раз в полгода | Раз в полгода |
Машины для перевозки опасных грузов | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода | Раз в полгода |
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется | Не требуется |
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам | Не требуется | С 4 лет каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждые 2 года | Каждый год |