Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сотрудники Государственной Автомобильной Инспекции следят за соблюдением требований к допустимой массе и степени нагрузки на оси большегрузных машин, передвигающихся по автомобильным дорогам. Контроль автотранспорта, предназначенного для перевозки крупных грузов, осуществляется в соответствии ФЗ-№257 и Постановлением Правительства №272.

Перегруз — или транспортировка крупногабаритных и тяжеловесных грузов без оформленного разрешения и наличия специального пропуска в ситуациях, когда получение этих документов обязательно, а также в случаях превышения максимально разрешенной нагрузки на ось транспортного средства, довольно часто приводит водителей и владельцев груза к большим административным штрафам по ст. 12.21.1 КоАП РФ, размер которых достигает 500 000 рублей.

Безусловно, даже одного штрафа за перегруз в 150 000 — 300 000 рублей будет достаточно, чтобы поставить водителя грузового автомобиля в сложную жизненную ситуацию. Одновременно с водителями, административную ответственность за перегруз несут лица ответственные за перевозку, а также те кто осуществлял погрузку груза в транспортное средство.

Следует учитывать, что большинство водителей, перевозчиков и грузоотправителей хоть и являются индивидуальными предпринимателями, но штраф за перегруз они уплачивают как юридические лица.

В 2018 году штраф за перегруз грузового автомобиля остался на прежнем уровне и несмотря на протесты и недовольства перевозчиков, и предпосылок для его снижения не имеется.

Нередко причиной штрафа за перегруз является юридическая неграмотность самого водителя. В результате подавляющее большинство попыток собственными силами решить судебный спор не достигают положительного эффекта.

Ответственность грузоотправителя за перегруз

Большинство грузовладельцев заинтересованы в загрузке автомобиля на максимально возможный объем и всю ответственность за возможный перегруз перекладывают на водителя. Однако данный подход является не только не верным, но также может повлиять на возникновение непредвиденных расходов.

Пунктами 8 и 9 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность грузоотправителя за предоставление недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза.

Штраф за данное нарушение составляет: на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Помимо уплаты штрафа, грузоотправитель будет вынужден возместить перевозчику причиненный ущерб вследствие допущенных нарушений.

К причиненному ущербу, который возник у перевозчика можно отнести следующие понесенные им расходы:

  • уплата административного штрафа за перегруз;
  • оплата ущерба автодороге вследствие перегруза;
  • расходы, связанные с нахождением автомобиля на специализированной стоянке по причине его задержания;

Поскольку возмещение ущерба является мерой гражданско-правовой ответственности, её применение возможно лишь при наличии определенных условий. Обязательными условиями для возложения материальной ответственности за перегруз автомобиля являются:

  • доказанные факты недостоверных сведений;
  • наличие и установленный размер причиненного ущерба;
  • прямую причинно-следственную связь между действиями грузоотправителя и ущербом перевозчику.

ГИБДД отстранят от весогабаритного контроля

Принятый закон, кроме того, меняет ведомство, ответственное за слежение за соблюдением грузовиками допустимых весогабаритных параметров, и передает всю полноту полномочий в этой сфере от ГИБДД Ространснадзору.

Правда, это новшество заработает только с 1-го января следующего года.

То есть: с 1-го января 2023-го года сотрудники ГИБДД в принципе не смогут штрафовать перевозчиков за превышение массы, осевой нагрузки или допустимых габаритов грузовиков.

Этим будет заниматься Ространснадзор на всех без исключения видах постов (автоматических, стационарных и передвижных).

Для справки: на данный момент, до 1-го января 2023-го года, Ространснадзор не имеет доступа к автоматической базе данных, а потому может штрафовать перевозчиков за превышение весогабаритных параметров только на стационарных и передвижных постах, где взвешивание и измерение транспортных средств проводится при непосредственном участии сотрудников ведомства.

Сколько придется заплатить за перегруз в 2021 году

Цель административных мер воздействия — предупреждение повторных нарушений закона. Штрафные санкции регламентируются Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Читайте также:  Принудительное выселение: кого и при каких условиях могут выселить?

Размеры штрафов за перегруз грузового автомобиля в 2021 году регламентируется статьей 12.21 КоАП. Размер санкции зависит от показателя превышения веса в процентном соотношении и составляет:

Нарушитель Превышение веса без спец. разрешения (в %) / штраф в тысячах рублей
2 — 10 10 — 20 20 — 50 свыше 50
водитель 1 — 1,5 3 — 4 5 — 10 (или лишение прав от 2 до 4 мес.) 7 — 10 (или лишение прав от 4 до 6 мес.)
должностное лицо 10 — 15 25 — 30 35 — 40 45 — 50
юридическое лицо 100 — 150 250 — 300 350 — 400 400 — 500

Если нарушение было зафиксировано при участии инспектора, то наказанию будут подвергнуты все: водитель, сотрудник, выпустивший машину в рейс, владелец авто.

Если же излишки были зарегистрированы с помощью камер и датчиков, то платить будет только владелец грузовика вне зависимости от его юридического статуса (физ. или юр. лицо, индивидуальный предприниматель). Это прописано в ст. 2.6.1. КоАП.

Когда можно обжаловать штраф и как это сделать?

К сожалению, в большинстве случаев обжаловать наказание за перегруз тяжеловесного ТС не выходит, так как водителям приходится самостоятельно доказывать свою невиновность.

Однако в некоторых ситуациях шансы все же есть:


  1. Владелец ТС может оспорить штраф, выписанный в автоматическом режиме, если сможет доказать, что в этот момент транспортным средством управлял кто-то другой.
  2. Юридическое лицо, владеющее грузовиком, может оспорить штраф, если докажет, что водитель осуществлял перевозку груза в личных целях, а не по заказу компании.
  3. Также любое лицо, на которое был наложен штраф за перегруз только одной из осей, может обжаловать наказание, если производилась транспортировка сыпучего груза, так как водитель не в состоянии зафиксировать положение такого груза.
  4. Еще один вариант, когда штраф может оспорить кто угодно – если грузовик удачно прошел несколько проверок контроля веса ГИБДД до вынесения штрафа. И причиной такого «сбоя» может быть не только неисправность прибора весового контроля, но и, например, прошедший недавно дождь, намочивший сыпучий груз и, соответственно, значительно увеличив его массу – в таком случае вины водителя или компании также нет.

Как рассчитать массу грузовика по осям?

При подсчете предельно допустимой массы ТС учитывают следующие показатели:

  1. Общее количество осей на машине.
  2. Расстояние между осями.
  3. Типы колес (одно или двускатные).

Желательно делать подсчет при помощи специальных автовесов. Самостоятельные расчеты без привлечения оборудования часто получаются приблизительны. Особенно при перевозке груза в прицепе.

Если же необходимо предварительно установить, какую нагрузку оказывает ТС на дорожное полотно, делают это следующим образом. Во-первых, в документах на машину смотрят максимально допустимую нагрузку по осям. Этот показатель будет весом транспортного средства. При условии, что автомобиль двухосный. Если у машины три оси, нужно установить предельную нагрузку на переднюю ось и заднюю тележку. Сумма двух показателей будет весом ТС.

Т.к. нагрузка на заднюю часть грузовой машины больше по сравнению с передней, условно ее распределяют в таких пропорциях:

  • 75 % общего груза приходится на прицеп.
  • 25 % — на тягач.

Исходя из этого правила, на переднюю ось приходится 25, на все остальное – 75 %.

Пример расчета нагрузки на трехосное ТС с прицепом, если вес тягача – 10 т., вес прицепа – 14 т., вес груза – 13 т.

Можно ли обжаловать штраф за перегруз (и как это сделать)

Как правило, российские суды полностью удовлетворяют иски ГИБДД, и обжаловать штраф за перегруз довольно-таки трудно. Но в некоторых случаях все же есть возможность добиться успеха. Вы можете обжаловать штраф, назначенный вам по ошибке или незаконно, в следующих случаях:

  • Вы владелец ТС, но передали транспорт по договору аренды другому лицу (юридическому или физическому). Если штраф по ошибке пришел к вам, вы вправе обратиться в суд — предоставьте договор аренды, действующий на дату фиксации правонарушения, и судья отменит выплату штрафа.
  • Вы, будучи представителем юридического лица, использовали грузовик компании в личных нуждах (например, для переезда). Если вы сможете доказать, что никаких коммерческих перевозок в тот момент не происходило, вы сможете обжаловать сумму штрафа за перегруз. В этом случае вам все равно придется платить штраф, но его размер может быть уменьшен — выплатите как физическое лицо, а не юридическое.
  • Если вы перевозите сыпучие или жидкие продукты (песок, камень, незакрепленные фрукты и так далее), то может случиться перегруз по осям. В этом случае вашей вины в правонарушении нет, если общий вес груза удовлетворяет требованиям производителя и ГИБДД. Водитель не может контролировать распределение незафиксированного груза — последний, разумеется, может перекатываться в кузове, и вины водителя или компании-перевозчика в этом нет. Нужно обратиться в суд с доказательствами, что в тот день в кузове был именно незакрепленный сыпучий или жидкий груз, чья общая масса не превышала пределы загруженности этого транспортного средства. С большой вероятностью ваш иск будет удовлетворен, а штраф за перегруз грузового автомобиля отменят.
  • Лица, отправляющие экспедиции и контролирующие груз непосредственно на отправке, могут избавиться от штрафа, если докажут, что первое взвешивание на пути авто не выявило перегруза по осям. Если впоследствии автомобиль еще раз взвешивался, и получился перегруз именно по осям (а не по общей массе груза в кузове), то это означает, что в дороге зафиксированный груз мог изменить свое положение, и вины отправляющего должностного лица в правонарушении нет. А вот водителю штраф все же будет выписан, если перегруз зафиксировал инспектор.
Читайте также:  Кто должен отбирать суточные пробы на пищеблоке

Если сведения о массе груза намеренно искажены

Мало просто не нагрузить машину слишком сильно. Важно, чтобы после взвешивания все данные сходились с накладной. Соответственно в ней должен быть указан реальный вес груза, а не тот, который удобнее вписать, чтобы оформить нужное разрешение.

Если в документах указаны неправильные данные о массе груза, сроке и действия специализированного разрешения, то можно поплатиться рублем. Также к правонарушениям относятся ситуации, когда в накладной отсутствует маршрут, составленный для конкретного груза. Все это приведет к штрафным санкциям. Легче всего отделаются физические лица. Им придется оплатить 1500-2000 рублей. Чуть большая ответственность ложится на должностное лицо. На него будет наложен штраф до 20 тыс. рублей. Разумеется, юридическое лицо пострадает больше всех. Ему нужно будет внести в государственную казну не менее 200000 рублей.

Кем и где проверяется

Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:

  • на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;
  • на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.

Весовой контроль может осуществляться двумя способами:

  1. динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
  2. статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.

Общие положения, виды транспортных средств, их особенности

Фура, намеренно допустившая перегруз, несёт опасность. Прежде всего, она даёт нагрузку на дорожное покрытие, которое рассчитывается под определённую массу машин. Если вес машины больше, а проконтролировать это не всегда возможно, то дорога разрушается. И пенять на власти, которые не выделяют деньги из бюджета на ремонт дорог, не всегда оправдано.

Следующий момент – перегруженная машина ведёт себя на трассе по-иному: она тяжелее поддаётся манёврам, более уязвима при обгонах. Даже опытный водитель, двигаясь в объективно сложных условиях: ночью, в дождь, по серпантину – не всегда сможет удержать грузовик от опрокидывания. Тормозной путь перегруза длиннее, что автоматически ставит под угрозу жизнь водителя большегруза, и проходящих рядом машин.

Прежде чем выходить на трассу, необходимо понимать, что желание заработать или экономия времени не оправдывают перегруз каров, а законодательством предусмотрены для нарушителей превышения веса большие штрафы.

Разберёмся, что такое перегруз и как регулирует этот момент федеральное законодательство и Правительство, существует ли какой-то норматив допустимого перегруза грузового автомобиля. Пять лет назад в связи с появлением на дорогах страны автомобилей нового типа были пересмотрены, а затем введены категории (10 видов) и подкатегории (6 видов) транспортных средств (далее ТС).

Грузовой транспорт – это средство для перемещения грузов в кузове, на платформе. Грузовые автомобили подразделяются на категории С и С1. Основное отличие – габариты машины и грузоподъёмность.

Кроме этого все средства различаются:

  • функциональностью;
  • тоннажностью;
  • видом кузова;
  • разрешённой к перевозке массой;
  • весом;
  • нагрузкой на ось.

Грузовые машины с прицепами (при массе груза в прицепе более 750 кг) определены в свои специфические группы: ВЕ, СЕ, DE и другие. Все деление автомобилей регулируется ГОСТом 33987-2016. Однако периодически в него вносятся нововведения.

Максимальный вес груза по российским дорогам – 44 тонны, но для каждого типа машины предусмотрен свой весовой коридор.

Количество осей машины Максимальная нагрузка (тонн)
2 18
3 25
4 32
5 35

В отдельную категорию выделены автопоезда: конструкция, состоящая из транспортного средства и прицепа (одного или нескольких, или полуприцепа). Для них в ПДД предусмотрены следующие весовые ограничения.

Ответственность за перегруз: размер штрафов

Размер штрафа в 2022 году определяется для каждой категории ответчиков отдельно в зависимости от превышения веса (в процентах) от допустимых показателей:

  1. Водителю придется заплатить от 1-1,5 тыс. рублей, если перегруз превышен на 10%, и до 7-10 тыс. рублей при превышении веса на 50%.
  2. Размер штрафных санкций для должностного лица (грузоотправителя) колеблется от 10 000 – 15 000 до 50 000 рублей.
  3. Собственнику транспортного средства придется заплатить 150 тыс. рублей, если перевес небольшой, и до 500 тыс. рублей при значительном превышении.
  4. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен оплатить штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей.
Читайте также:  Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица

Как влияет расстояние между осями?

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расстояние между осями, м Максимальная нагрузка, т (группа А) Максимальная нагрузка, т (группа В)
2 и более 10 6
1.65 – 2 9 5.7
1.35 -1.65 8 5.5
1 – 1.35 7 5
меньше 1 6 4.5

Наказание за перевозку крупногабаритных грузов

Перевозчики иногда нарушают не только разрешенные показатели нагрузки, но и возят грузы, выходящие за разрешенные габариты. На такие перевозки тоже нужно получать разрешения.

Штрафы начисляются в зависимости от того, на сколько груз выступает за габарит транспортного средства либо за габарит, указанный в специальном разрешении.

Превышение разрешенного габарита, см Штрафная санкция для физических лиц, тыс. руб. Штрафная санкция для должностных лиц. тыс. руб. Штрафная санкция для юридических лиц, тыс. руб.
до 10 от 1 до 1,5 от 10 до 15 от 100 до 150
от 10 до 20 от 3 до 4 от 25 до 30 от 250 до 300
от 20 до 50 от 5 до 10 от 35 до 40 от 350 до 400

Разберём ответственность каждого участника транспортировки грузов.

  1. Водители. Учитывая, что речь идёт о наёмных сотрудниках, к ним применяются самые мягкие взыскательные меры. В частности, водителя могут оштрафовать на сумму 1 000-10 000 рублей, в зависимости от перегруза. В ситуациях, когда перегруз составляет половину допустимой нормы, водителя могут лишить права управления автотранспортом на 2-6 месяцев.
  2. Юрлицам и частным предпринимателям. Здесь размеры штрафов увеличиваются в 100 раз. В частности, компанию перевозчика могут оштрафовать на сумму от 100 000 до полумиллиона рублей.
  3. Грузоотправителям. Сюда относятся лица, осуществляющие процесс грузоперевозки, независимо от того, кто является фактическим собственником груза. В зависимости от правового статуса нарушителя, закон предусматривает наложение физлицам — 1 500-5 000 рублей, юрлицам — 200 000-400 000 рублей. Состав правонарушения образует умышленное сокрытие настоящей массы груза либо неправильное оформление сопроводительной документации.
  4. Лица, осуществляющие погрузку. Перевес может быть допущен при загрузке транспортного средства. В этом случае виновным грозит частным предпринимателям — 80 000-100 000 рублей, организациям — 250 000-400 000 рублей.
  5. При автоматической фиксации нарушения. В этом случае штраф выписывается собственнику грузового автотранспорта, и размер взыскания определяется по верхней ценовой планке, установленной для юридического лица. Если говорить о конкретике, сумма штрафа варьируется в пределах 150 000-500 000 рублей, в зависимости от процентного соотношения допущенного перегруза к установленным нормам.
  6. Должностным лицам. Под это определение попадают экспедиторы, занимающиеся сопровождением груза. Однако юридическая практика показывает, что под штрафные санкции обычно попадают водители или транспортные компании. Однако для должностных лиц закон тоже предусматривает штрафы: 10 000-50 000 рублей, в зависимости от характера правонарушения.

Основные правила перевозок грузов

Регулировка грузовых перевозок территорией Российской Федерации осуществляется соответствующей законодательной базой. В ней указано:

1. Масса грузового ТС и его нагрузка на оси не должна быть выше тех значений, которые прописаны в ПТС и установлены в соответствующих законах.

2. Вес груза должен определяться ответственным за загрузку кузова при наблюдении второй стороны. Возможны также другие варианты, если это указано в соответствующем соглашении.

3. Грузоперевозчик или же водитель конкретного грузового ТС обязан осуществлять контроль за погрузкой в кузов, распределением груза, его соответствующим креплением и фиксацией.

4. Если вес груза превышает предельные нормы более чем на 2%, обязательно следует получить разрешение на транспортировку. Кроме этого, нужно согласовать рейсовый путь и компенсировать государству вред, который оказывает перевес на дорогу. Для того чтобы это сделать, следует обратиться в Росавтодор того субъекта РФ, в котором будет начат маршрут перевозки.

Для более наглядного понимания сути проблемы необходимо рассмотреть одну из стандартных ситуаций. Водитель транспортного средства проконтролировал загрузку кузова машины и выехал в рейс. Первые два взвешивания он прошел успешно. На третьем инспекторы выявили перегруз по оси. Почему это произошло? Причина нарушения обусловлена тем, что водитель не осуществил контроль за процессом фиксации. Во время перевозки груз немного сместился, что в итоге и привело к появлению чрезмерной нагрузки по оси ТС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *