Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконное пересечение границы российскими гражданами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В качестве основания, разрешающего перемещение через госграницу грузов, лиц, транспортных средств, животных и товаров, выступают соответствующие действительные документы. Въезд на пропускные пункты, а также выезд, ввоз/вывоз объектов производится в специальных местах по пропускам. Они выдаются администрацией аэродромов, аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, станций, прочих транспортных предприятий после согласования с пограничными войсками и органами. Въезд/выезд российских граждан осуществляется по документам, подтверждающим их личность за пределами страны. Порядок, в соответствии с которым они выдаются и изымаются, установлен в ФЗ № 114. Иностранные лица и не имеющие гражданства должны при въезде и выезде предъявлять действительные документы, которые удостоверяют их личность, а также визу, если другое не предусматривается в международном соглашении.
Документы необходимые для пересечения российской границы
Документы, необходимые для пересечения границы:
- паспорт или другой документ, удостоверяющий личность;
- заполненная миграционная карта;
- виза (обязательно для граждан тех государств, у которых нет соглашений о безвизовом режиме с Россией).
При пересечении границы необходимо заполнить миграционную карту. Сюда необходимо внести анкетные данные гражданина, а также цель визита на российской земле. Миграционная карта нужна для подтверждения законности нахождения человека на территории России, и ее нужно сдать при выезде из страны. Еще один документ, который нужно заполнить при прохождении через границу это таможенная декларация. В ней содержится информация о человеке и товарах, денежных средствах, ценностях, которые он перевозит. Существуют определенные нормы на перевозку, и если эти нормы больше положенного, то гражданин обязан заполнить таможенную декларацию и уплатить пошлину. При получении визы также необходимо получить полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС). Полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС) не нужно приобретать:
- владельцам служебных и дипломатических паспортов, а также их гостям;
- иностранцам-госслужащим, которые прибыли в Россию по приглашению федеральных или региональных органов власти;
- иностранным гостям, которые не должны предоставлять полис добровольного медицинского страхования (полис ДМС) в соответствии с международными договорами.
Значимость границы для государства
Каждое государство стремится к собственной независимости, в конечном итоге именно независимость становится причиной множества политических конфликтов и даже военных операций.
Независимость и суверенитет государства – основные его права. Необходимо учитывать, что каждое государство может самоопределяться внутри своих границ.
Граждане государства платят налоги, участвуют в социальной жизни страны, и имеют право на суверенность собственной частной жизни от иностранных граждан, а также могут рассчитывать на соблюдение их государством своих конституционных прав.
Внутри границы своего государства эти права строго охраняются – например, люди имеют работу, пользуются социальными услугами и страховкой, могут получать образование и медицинскую помощь. Для того, чтоб защитить эти и многие другие права, нужна граница.
Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции
- Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот двадцати часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.
- Те же деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, — наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
Запрет въезда в Россию для иностранных граждан с 18 марта 2021 года из-за короновируса
Россия ввела ограничение и запрет въезда для всех иностранцев и лиц без гражданства на свою территорию с 18 марта по 1 мая 2020 года из-за чрезвычайной ситуации и риска распространения короновируса COVID-19. Об этом сообщил премьер-министр страны Михаил Мишустин говорится на официальном сайте правительства России.
Россия закрыла все сухопутные границы. Ограничения въезда касаются также всех граждан Беларуси, Украины, других стран СНГ и иностранцев, проезжающих через границу России и Беларуси.
В августе, сентябре Россия возобновила международные рейсы с некоторыми странами. Гражданам этих стран можно прилетать и пересекать воздушную границу России без ограничений.
Исключение составляют иностранные лица:
- имеющие официальное право постоянно проживать на территории РФ,
- водители грузовых международных автомобилей,
- транзитные пассажиры, которые летят через аэропорты в другую страну,
- лица, которые едут на похороны,
- лица, которые еду на лечение или ухода за родственниками,
- высококвалифицированные специалисты, которые едут на работу в Россию и для наладки зарубежного оборудования,
- экипажи самолетов и кораблей, поездные международные бригады,
- сотрудники дипломатических и консульских учреждений.
Премьер-министр сказал, что закрытие границ и запрет въезда в РФ носит временный характер и связано с рекомендациями ВОЗ в связи с острой ситуацией из-за распространения короновируса COVID-19.
Статья 322 УК РФ. Незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации
1. Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.
2. Объективная сторона преступления характеризуется пересечением Государственной границы РФ без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством.
Основными документами, удостоверяющими личность граждан РФ, по которым они осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются:
- паспорт;
- дипломатический паспорт;
- служебный паспорт;
- паспорт моряка (удостоверение личности моряка).
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в таком качестве, если иное не предусмотрено ее международными договорами. Лица без гражданства должны иметь визы и документы, удостоверяющие их личность, выданные государством их проживания.
Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, при пересечении Государственной границы РФ, соответственно, должны иметь документ, удостоверяющий личность, и вид на жительство. Указанные лица, признанные беженцами, могут въезжать в Россию и выезжать из страны на основании проездного документа беженца.
Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Россией по маршруту следования государство либо государство назначения.
Незаконным признается как пересечение Государственной границы РФ при отсутствии названных выше документов, так и въезд в Россию или выезд из страны по подложным документам.
3. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
5. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
6. В ч. 2 ст. 322 предусмотрена уголовная ответственность за пересечение Государственной границы РФ при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
Например, въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения, таможенные правила, санитарные нормы; использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или цели своего пребывания в РФ; имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами (см. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
7. В качестве особо квалифицирующих признаков в ч. 3 ст. 322 указано:
- группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
- с применением насилия или угрозой его применения.
8. Согласно примечанию к комментируемой статье не образуют состава рассматриваемого преступления случаи прибытия в Российскую Федерацию с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ.
Официальный сайтВерховного Суда Российской Федерации
Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».
Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.
В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.
Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.
Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.
«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.
К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.
Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».
После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.
«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.
При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.
«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.
Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.
Профилактические меры и борьба с нелегальной миграцией
К числу профилактических мер, способных значительно снизить темпы нелегальной миграции на территорию РФ, относятся:
- реформирование и создание четкой правовой базы регулирования различных миграционных процессов;
- введение визового режима с наиболее неблагополучными в плане нелегальной миграции государствами;
- ужесточение санкций для предпринимателей и организаций, использующих труд нелегальных мигрантов;
- повышение эффективности способов пограничного, а также миграционного контроля;
- совершенствование механизмов пресечения правонарушений;
- развитие международного сотрудничества в области борьбы с нелегальной миграцией.
Что касается текущей ситуации, то в России были созданы горячие линии для жителей Москвы и Санкт-Петербурга, куда можно сообщить о фактах нелегального пребывания мигрантов. Это существенно упрощает отслеживание подобного рода правонарушений.
Москва | (495) 694-85-23; (495) 694-88-00 |
Санкт-Петербург | (812) 318-26-75; (812) 318-26-76 |
В других городах желающие могут подать жалобу в региональное подразделение миграционной службы.
- лицо подлежит административной ответственности за нарушение незаконного провоза лиц через государственную границу Российской Федерации только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
- лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.
Что смягчает ответственность
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение незаконного провоза лиц через государственную границу Российской Федерации могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения;
- добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
- оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
- Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.
Нарушение правил при пересечении границы
Законодательство каждой страны устанавливает свои правила, связанные с переходом за их границу.
Пограничные пункты пропуска осуществляет миграционный контроль и таможенный досмотр.
Под незаконным пересечением границы понимается обхождение пограничных пунктов или предоставление фальшивых документов, а иногда и вовсе их отсутствие.
Перевозка запрещённых грузов или непрошедших внесение информации в декларацию чревато административной или уголовной ответственностью.
В соответствии с российскими законами лица, желающие пересечь границу РФ, обязаны иметь при себе все необходимые документы с активным сроком действия.
С просроченным документом никто не пустит на территорию страны. Для граждан с безвизовым соглашением достаточно предоставить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.
Для остальной части иностранных граждан предусмотрена въездная виза.
ВС разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы
Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».
Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.
В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.
Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.
Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.
«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.
К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.
Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».
После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.
«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.
При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.
«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.
Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.
ВС разъяснил, когда можно не наказывать за незаконное пересечение госграницы
Российские суды могут освобождать от наказания граждан по статье о незаконном пересечении госграницы, если это деяние было малозначительным. Об этом говорится в постановлении Пленума ВС РФ «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».
Пленум Верховного суда ранее уже обсуждал этот вопрос, однако в итоге документ был направлен на доработку для исправления различных неточностей. В итоге замечания и предложения поступили из правового управления президента России, Генеральной прокуратуры и Федеральной службы безопасности, после чего проект был доработан.
В новой редакции постановления приведено новое разъяснение того, что можно считать общественно опасным деянием, предусмотренным ст. 322 УК РФ о незаконном пересечении границы. К таковым относятся пересечение границы без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством РФ, или пересечение границы лицом, въезд которому в страну не разрешен по каким-либо причинам.
Пересечение границы без действительных документов может быть квалифицировано и как деяние, совершенное с использованием заведомо поддельных бумаг (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу.
Пленум напоминает, что преступления, предусмотренные ст. 322 УК РФ (незаконное пересечение государственной границы РФ), могут совершаться только с прямым умыслом. При этом обвиняемый должен осознавать факт пересечения им государственной границы с нарушением установленных требований. Преступления признаются оконченными с момента фактического пересечения линии госграницы независимо от места и способа совершения этого преступления.
«При квалификации содеянного по части 2 статьи 322 УК РФ суду необходимо установить, что иностранный гражданин или лицо без гражданства были осведомлены о том, что въезд в Российскую Федерацию им не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством», — отмечает Пленум ВС.
К примеру, в документе подозреваемого могут быть отметки о запрещении въезда в Россию.
Также Пленум Верховного суда разъясняет понятие «организация незаконной миграции» — под ней понимается «умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, включая въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Российской Федерации в качестве транзитной».
После замечаний от различных ведомств полностью переработан пункт постановления Пленума о фиктивной регистрации.
«По смыслу статьи 322.2 УК РФ фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учета факта нахождения гражданина Российской Федерации в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Российской Федерации, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Российской Федерации на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц», — говорится в новой редакции документа.
При этом за фиктивную регистрацию или незаконную миграцию (без квалифицирующих признаков) могут и не наказать, если это деяние не было общественно опасным.
«При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации», — заключает ВС.
Вместе с тем из постановления исключен пункт о том, что пересечение государственной границы России при чрезвычайных обстоятельствах не образует состава преступления. Ранее к обстоятельствам, освобождающим от уголовной ответственности, предлагалось отнести несчастный случай, аварию, стихийное бедствие, угрожающее безопасности судна.
Статья 322 УК РФ («Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации»)
Государственная граница – это установленный предел действия национального суверенитета. Её протяжённость (без учёта присоединённого Крымского полуострова) составляет более 60 тыс. км. Она определяет пространственное положение государства по отношению к соседям.
Каждая страна вправе самостоятельно определять места для легального перехода (пункты пропуска) её внешних границ, правила пограничного режима и условия получения визы.
Легальный въезд в Россию, как и в любое европейское государство, невозможен без прохождения процедуры миграционного контроля. Регистрация и учёт миграции граждан ведутся для предотвращения совершения правонарушений и актов международного терроризма.
Однако граждане бывших союзных республик (Армения, Азербайджан, Туркменистан,Казахстан) и ближайшего зарубежья (Китай), приезжающие на заработки, не всегда утруждают себя прохождением обязательных паспортных и таможенных проверок и проникают в РФ, минуя контрольно-пропускные пункты (КПП). Что является прямым посягательством на существующий пограничный режим.Пойманного нелегала обвинят в административном проступке (КоАП РФ 18.1) либо в уголовном (УК 322).
Юридическая ответственность предусмотрена за большое количество нарушений в сфере миграции.Наиболее распространенные из них составляют три группы:
- правонарушения, связанные с установленным режимом пребывания нерезидентов в РФ;
- несоблюдения порядка предоставления-получения работы для иностранных граждан в российских компаниях;
- невыполнение требований законодательства в сфере учета мигрантов одной из сторон процесса.
В первую группу входят ряд проступков, связанных с порядком въезда-выезда и пребывания в Российской Федерации. К таковым законодатель относит:
- нарушение правил въезда в пределы территории РФ;
- нарушение режима, предусмотренного для лиц, проезжающих через РФ транзитом;
- отсутствие необходимых для проезда, передвижения и пребывания в пределах госграницы Российской Федерации документов;
- пропуск срока постановки на учет в госорган в сфере миграции;
- неправдиво указанная в миграционной карте или иных документах цель визита в страну;
- попытка получить право въезда в страну или решить иные проблемы путем предоставления неправдивой информации о себе, а также использование для этих же целей сфальсифицированных документов.
Все эти нарушения входят в разряд административных проступков. За них наступает неотвратимая юридическая ответственность. Даже если деяние не было выявлено сразу, и лицо не получило взыскание лично за время пребывания в державе, правонарушение вносится в базу МВД РФ для иностранцев и далее выступает серьезным препятствием для повторного посещения Российской Федерации. Такая ситуация является основанием для запрета на въезд в РФ.
По состоянию на 2021 год за перечисленные выше правонарушения предусмотрена такая юридическая ответственность, как штрафы и выдворение. Штраф может налагаться в размере от 2-ух до 5-ти тысяч рублей. Дополнительным (не обязательным, но возможным и в свете ужесточения миграционной политики РФ в 2021 вполне вероятным) взысканием может выступать выдворение за пределы Российской Федерации.
Крайне рекомендуется в случае допущения такого правонарушения сразу оплатить штраф. За несвоевременную уплату нарушителю может быть назначен штраф в двойном размере или даже помещение под административный арест.
Вторая группа – нарушения в сфере трудовых прав иностранных граждан и порядка осуществления ими трудовой функции на территории Российской Федерации. Со стороны нерезидента могут выражаться в:
- осуществлении любых работ без оформления в госорганах в сфере миграции соответствующего документа – патента или разрешения;
- несоблюдение ограничений, установленных для трудовой деятельности иностранных граждан.
Штрафы за такие деяния назначаются от 2-ух до 5-ти тысяч рублей, есть вероятность выдворения иностранных граждан.
Другой комментарий к статье 322 Уголовного Кодекса РФ
1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок пересечения Государственной границы РФ.
2. Объективная сторона состава преступления характеризуется совершением действий, состоящих в пересечении Государственной границы России: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления — государственная граница. Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ .
———————————
Статья 1 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных (ст. 11 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 03.06.2011)).
Въезд в пункты пропуска через государственную границу и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами и пограничными войсками (ст. 23 Закона от 1 апреля 1993 г. N 4730-1).
Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ред. от 08.07.2012) . Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
———————————
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 18.07.1998 N 110-ФЗ, от 24.06.1999 N 118-ФЗ, от 10.01.2003 N 7-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; и др.
Документами, по которым осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: для граждан Российской Федерации — внутригосударственный, дипломатический, служебный паспорт либо паспорт моряка (удостоверение личности моряка) — ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для иностранных граждан и лиц без гражданства — документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых, а также в определенных случаях — виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами Российской Федерации — ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из Российской Федерации проездные документы — ст. 29 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ.
3. Состав преступления — формальный. Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло Государственную границу РФ вне зависимости от направления пересечения.
4. Согласно ч. 12 ст. 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 не является нарушением правил пересечения Государственной границы РФ вынужденное пересечение Государственной границы РФ лицами, транспортными средствами на суше, заход иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, на территорию Российской Федерации, вынужденный влет в воздушное пространство Российской Федерации воздушных судов, осуществляемые в силу следующих чрезвычайных обстоятельств: несчастного случая; аварии или стихийного бедствия, угрожающего безопасности иностранного судна (в том числе, воздушного), иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; сильного шторма, ледохода или ледовых условий, угрожающих безопасности иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; буксировки поврежденного иностранного судна, иностранного военного корабля или другого государственного судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях; доставки спасенных людей; оказания срочной медицинской помощи члену экипажа или пассажирам, а также в силу других чрезвычайных обстоятельств.
5. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.
7. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 312-ФЗ «О внесении изменений в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.12.2012) статья дополнена новой редакцией частей 2 и 3.
По ч. 2 данной статьи ответственность предусмотрена за пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного запрещен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Состав преступления в этом случае формальный. Объективная сторона в целом соответствует представленной в ч. 1 комментируемой статьи. Заведомость означает то, что виновный заранее знал незаконность своего въезда в Российскую Федерацию. Поэтому субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
В части 3 ст. 322 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные составы преступлений, указанных в ч. ч. 1 и 2 данной статьи. Ответственность усилена за: а) совершение незаконного пересечения государственной границы РФ в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы; б) деяние, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения.
Понятия группы лиц по предварительному сговору и организованной группы определяются в ст. 35 УК.
Нарушения миграционного законодательства, режима пребывания в Российской Федерации и ответственность предусмотренная за данные нарушения
- Профилактика нарушений миграционного законодательства, а также противодействие нелегальной миграции являются одним из основных направлений деятельности отдела по вопросам миграции МОМВД России «Прохладненский».
- Прибыв на территорию России, мигранты обязаны исполнять требования миграционного законодательства, в том числе по миграционному учету Последний представляет собой процедуру уведомления органа миграционного контроля о прибытии иностранца на территорию России.
- По прибытию в место пребывания (проживания) иностранного гражданина, принимающая сторона обязана уведомить непосредственно орган миграционного учета представив утвержденный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Имеют место факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учет на территории г.о. Прохладного и Прохладненского муниципального района, без предоставления жилого помещения по месту регистрации. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств, либо лица, не знающие требований действующего законодательства.
Необходимо знать, что такая деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации.
За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.
3 УК РФ (за фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а также лишение свободы на срок до трех лет.
- Законодательством предусмотрено, что лицо, совершившее такие преступления освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию этого преступления, если в его действиях не содержится признаков другого преступления.
- Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.
- Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность: