Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменится порядок выдачи пенсий в Беларуси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Ставка и величина в рост
Базовая величина в Беларуси выросла с 1 января до 37 рублей. Ранее ее размер составлял 32 рубля, таким образом, она увеличилась на 5 рублей. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат.
Также с 1 января 2023 года в Беларуси повысилась базовая ставка. Это основной элемент тарифной системы, на основе которой производится оплата труда работников бюджетных и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Ее размер — 228 рублей. Напомним, 1 января 2022-го базовая ставка составляла 207 рублей, с 1 ноября она повышена до 212. Поскольку к базовой ставке привязаны иные стимулирующие и компенсирующие выплаты, то они тоже выросли. Как и в 2022-м, базовая ставка в 2023 году будет подниматься в несколько этапов. В соответствии с параметрами социально-экономического развития Беларуси планируется увеличение среднегодового значения базовой ставки на 10 процентов.
Кроме того, выросли размеры отраслевых стимулирующих выплат отдельным категориям работников. На эти цели из бюджета будет направлено свыше 900 миллионов рублей, из них 350 миллионов — это дополнительные расходы по отношению к 2022-му.
В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий предусматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.
Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.
В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.
В 2023 году на финансирование учреждений социального обслуживания, а это 146 территориальных центров соцобслуживания населения и 92 дома-интерната, планируется направить почти Br500 млн. Различные виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания получают более 155 тыс. пожилых людей и инвалидов.
Еще около Br133 млн предусмотрено на финансирование системы государственной адресной социальной помощи. Речь идет об оказании материальной поддержки малообеспеченным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам.
С 2022 года ежегодно выплачивается материальная помощь к празднику 9 Мая ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, пострадавшим от последствий войны. В наступающем году на эти цели запланировано около Br10 млн.
В первую очередь, власти Беларуси затрагивают вопросы зарплат бюджетникам. И уже с самого начала 2023 года тут есть подвижки. Во-первых, увеличится на 16 рублей (с 212 до 228 рублей) базовая ставка, с которой и связаны заработные платы данных категорий белорусских тружеников. По словам главы Минтруда и соцзащиты, цифра будет расти в несколько этапов до конца года.
Во-вторых, с первого месяца 2023-го растет на 16% фонд оплаты труда, заложенный в бюджете республики. В-третьих, более чем на 70 рублей с 1 января подрастает и минимальная зарплата, составив 554 рубля.
Добавим, что, по словам вице-премьера белорусского правительства Игоря Петришенко, среднюю зарплату у бюджетников в стране за 2023-й собираются поднять на 196 рублей – с 1258 рублей до 1454 рубля.
Напомним, о росте зарплаты бюджетников с 1 января объявил президент страны Александр Лукашенко.
Коммуналка подрастет, но в традиционных пределах.
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Это самый главный вопрос, и быстро в нем не разобраться.
Вот главные составляющие такого расчета:
- текущий средний заработок по стране;
- коэффициент конкретного пенсионера;
- минимально необходимый страховой стаж;
- общий стаж, в том числе, сверх минимально положенного;
- продолжает пенсионер работать или нет;
- особые условия расчета для отдельных категорий работников.
Заработок при расчете делится на части. До 130% от среднего учитывается полностью в пределах 10% от полученной суммы, дальше идет учет с уменьшением по 10%. Расчет идет до заработка в 500% от среднего, т. е. коэффициента 5.
Сразу понять сложно, поэтому приведем пример для расчета пенсии для мужчины, который имеет стаж 40 лет, коэффициент – 0,8, средняя зарплата, которую применяют для расчета пенсий сейчас, – 1 113,01 руб.
1 113,01 руб. х 0,8 = 890,41 руб. – осовремененный заработок пенсионера для расчета.
Берем 130% от среднего заработка, выходит 1 446,91 руб., от этой суммы берем 10%, получаем 144,69 руб.
Повторяем расчеты для каждых следующих 10%:
- 144,69 руб. х 0,9 (90%) = 130,22 руб.;
- 144,69 руб. х 0,8 (80%) = 115,75 руб.;
- 144,69 руб. х 0,7 (70%) = 101,28 руб.;
- 144,69 руб. х 0,6 (60%) = 86,81руб.;
- 144,69 руб. х 0,5 (50%) = 72,35 руб.;
- 22,27х 0,5 (40%) = 8,91 руб.
Последняя расчетная величина в 22,27 руб. получается после вычитания из осовремененной зарплаты 5 сумм по 144,69 руб.
Получаем сумму условного заработка для дальнейшего расчета:
- 144,69 + 130,22 + 115,75 + 101,28 + 86,81 + 8,91 = 660,01 руб.
При стаже в 25 лет пенсия должна быть не менее 55% от текущего среднего заработка. За каждый год стажа сверх 25 лет, до 35 лет, начисляется еще по 1%, а тем, кто уже достиг пенсионного возраста, за каждый год работы сверх 35 лет, добавляется еще 1%, но не менее 0,7% среднего заработка по стране:
- 660,01 * 0,65 (65% за стаж в 35 лет) + 1 113,01 * 0,7 / 100 (за стаж сверх 35 лет от средней по стране) = 467,96 руб.
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.
Выход на пенсию в 2022 году: новая таблица, последние новости
В правительстве отмечают, что действующий в России порог нетрудоспособности был введен еще в 1928 году – с тех пор изменилось многое: повысилась средняя продолжительность жизни, улучшилось здравоохранение и условия труда. При принятии решения о повышении пенсионного возраста, Правительство опиралось на международную практику.
Так, пенсионный возраст в других странах в 2022 году составляет:
- Пенсионный возраст для женщин будет увеличен наравне с мужчинами и составит 60 лет. Минус 3 года от предлагаемого первоначального варианта.
- Многодетные матери будут выходить на пенсию раньше в зависимости от количества воспитываемых детей. Досрочный выход на пенсию положен если женщина имеет три ребенка — на 3 года раньше, четыре ребенка — на 4 года раньше. В случае пяти и более детей — возраст выхода на пенсию не изменится и составит — 50 лет.
- На 6 месяцев раньше смогут оформить пенсию граждане, которым первым придется испытать на себе новую пенсионную реформу в 2022 и 2022 году.
- Предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице в 2 раза с 4 900 рублей до 11 280 рублей с 1 января 2022 года.
- Вводится понятие предпенсионного возраста, которое будет составлять 5 лет. Будут введены программы переквалификации и поддержки граждан предпенсионного возраста, в том числе и социальная защита от увольнений в этот период.
- Работникам предпенсионного возраста работодатель будет обязан предоставлять 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты каждый год с обязательным сохранением зарплаты.
- Пенсионная реформа не коснется малочисленных народов Севера.
- На время переходного периода сохранятся льготы для пенсионеров на недвижимость и земельные участки и прочие льготы для пенсионеров. Сохранят возрастной порог получение льгот независимо от реформы — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
- С 1 января 2022 года предлагается начать выплаты 25 % надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе со стажем не менее 30 лет в сельском хозяйстве.
- Сохранятся ли действующие региональные льготы — должны решить регионы.
- Уменьшиться стаж, дающий право на получение досрочной пенсии для женщин до 37 лет и для мужчин до 42 лет.
Размеры пенсионных выплат
Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.
Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.
Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.
Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.
С января 2023 г. страховые пенсии увеличили на 4,8%. Речь идет о неработающих пенсионерах, которые получают пенсионное обеспечение по старости. Другие выплаты престарелых граждан пока не повышали.
В феврале планируется произвести перерасчет ЕДВ. Их увеличат на 12,4%. Ежемесячная денежная выплата положена льготникам, например, инвалидам, ветеранам ВОВ и труда, участникам боевых действий и др.
В ЕДВ включают набор социальных услуг. Если отказаться от НСУ, то совокупный размер выплаты увеличится.
В апреле власти поднимут социальные пенсии. Их получателями являются инвалиды, а также престарелые граждане, кому не хватило трудового стажа для назначения страхового пенсионного пособия. Социальную пенсию проиндексируют на 3,3%.
Следующие на очереди по перерасчету – выплаты военных и работающих пенсионеров. Первым пенсии пересчитают в октябре, а вторым – в августе 2023 г.
Пенсионный возраст в Беларуси
Пенсионер – это человек, достигший пенсионного возраста и имеющий право на выплаты от государства. Не так давно пенсионный возраст в Беларуси для женщин составлял 55 лет при стаже 20 лет. А для мужчин – 60 лет, при стаже 25 лет. Но с 2017 года происходит постепенное повышение срока выхода на пенсию. Завершение реформы планируется на 2020 год. К тому времени пенсионный возраст в Беларуси для мужчин будет составлять 63 года, а для женщин 58 лет.
Повышение пенсий в Беларуси в 2020 году была вынужденной мерой. Наблюдается падение рождаемости, старение населения и рост среднего возраста белорусов.
Выясним, сколько в Беларуси пенсионеров. В общей численности наблюдается увеличение доли этой категории населения. Количество пенсионеров в 2017 году было 2,6 млн. человек.
В соответствии с пенсионной реформой, стартовавшей в Белоруссии в 2017 году, возраст выхода на пенсию будет повышаться ежегодно на 6 месяцев вплоть до 2023-го. Преобразования касаются и будущих пенсионеров, и будущих пенсионерок.
На 2020-й выход на пенсию в Беларуси:
- Для граждан — 62 года.
- Для гражданок — 57 лет.
Белорусское правительство считает, что введенная им система ступенчатого повышения пенсионного возраста приносит и гражданам, и государству одну только пользу:
- Ежегодное увеличение пособий пожилым людям, уже вышедшим на пенсию.
- Стабилизация экономического положения пенсионного фонда — в частности, препятствование уменьшению его доходных статей.
- Смягчение дефицита рабочей силы на внутренних рынках труда.