Что такое незаконная предпринимательская деятельность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое незаконная предпринимательская деятельность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так. Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом. От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.

Комментарий к ст. 14.1 КоАП

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.15 КоАП РФ.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

Читайте также:  Выплаты и пособия на ребенка в Челябинской области и Челябинске в 2023 году

Комментарий к Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля — членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Какой штраф предусмотрен в УК РФ, если нет ИП

Незаконное предпринимательство, помимо прочего, также является уголовным преступлением. Оно преследуется по статье 171 УК РФ. Квалификация будет идти в зависимости от размеров причинённого ущерба. Если сумма оценивается в 1,5 миллиона и до 6, то ущерб признаётся крупным. Всё, что больше 6 миллионов рублей, будет считаться особо крупным.

Штраф при крупном ущербе полагается до 300 тысяч. Если же речь идёт об особо крупном ущербе, то заплатить придётся в пределах от 100 и до 300 тысяч. Кроме того, при возбуждении уголовного дела вам угрожают следующие санкции:

  • принудительные работы;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение свободы на срок до 5 лет в особо тяжёлых случаях.

Преследование по этой статье УК РФ начинается тогда, когда причинён ущерб государству, конкретным его органам или же предприятиям. Имейте в виду, что он может быть и косвенным. То есть в первую очередь оценивают размер сделки. Однако это далеко не единственный признак.

Комментарии к ст. 14.1 КОАП РФ


1. Цель данной статьи — обеспечить создание нормальных условий для развития предпринимательской деятельности, функционирования товарных рынков и защиты прав как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей товаров, работ и услуг.

2. Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп.) государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 возложена на налоговые органы. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).

Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.

Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.).

4. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.). Кроме того, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

5. Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 — в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.

Читайте также:  Как выписать человека из квартиры и можно ли без согласия

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ (см. также примечание к ст. 169 УК РФ).

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. ч. 2 и 3 — наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (с изм. и доп.) подчеркнута необходимость применительно к составу ч. 1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 2 ГК РФ. В п. 14 указанного Постановления рассмотрены вопросы, связанные с определением субъектов правонарушений по главе 14 КоАП РФ. См. также п. п. 15 — 18 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

9. Рассматривают дела этой категории судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 1 — органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3); по ч. ч. 2, 3 и 4 — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3) и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3). По ч. ч. 3 и 4 данной статьи протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.3).

А теперь простым языком…

Многие думают, что их коснется только штраф в 500‑2000 руб по КОАП. Но я приведу вам другую аналогию:

Человек, не имеющий водительского удостоверения сел за руль пьяным, сильно превысил скорость, сбил знак, сбил насмерть 2х пешеходов, протаранил кафе. Какая будет ответственность?

Штрафы за езду без прав Согласно части 1 ст. 12.7 КОАП РФ за управление ТС без водительского удостоверения на нарушителя накладывается штраф 5 000—15 000 руб

Вы правда думаете, что данным штрафом отделается такой водитель? Вот также и с предпринимательской деятельностью — НЕ ОТДЕЛАЕТСЯ!

Одно дело, когда вы встречаетесь у своей квартиры и выносите человеку его товар, допустим, картину. И совершенно другое, когда встречаетесь в офисе и предлагаете ему выбор из 50 картин разных художников. Тут сослаться на то, что “я физ.лицо, продаю свое” уже не выйдет.

Куда можно сообщить о незаконной предпринимательской деятельности

Иногда можно встретить высказывание: да разве можно в нашей стране честно заниматься бизнесом? Люди же просто выживают, как могут? Зачем куда-то о чём-то сообщать?

Здесь важно различать, о чём идёт речь. Если женщина-пенсионерка вяжет детские пинетки и продаёт их у метро раз в месяц и за копейки – это одно дело. А вот если сосед превратил квартиру в интернет-кафе с кучей посетителей и реальным (причём неплохим) доходом – это другое.

В России наказание за нелегальную предпринимательскую деятельность пока еще достаточно мягкое. Разумеется, важен масштаб правонарушения или преступления, а также нанесённый ущерб. Предпринимательство без законных на то оснований – проблема комплексная. Обычные люди могут пострадать после приобретения некачественных товаров, организации – от «липовых» услуг, государство – из-за недоплаченных налогов.

А что будет, если какая-нибудь псевдо-фирма построит без лицензии дом? Или торговый центр? Как ни странно, несмотря на строгость всех требований, такое случается до сих пор.

Именно поэтому жаловаться на НПД необходимо. Возникает вопрос: куда и кому?

  • Самый логичный ответ – в Управление либо Отдел экономической безопасности (УЭБ/ОЭБ). Эта организация – одна из многих в системе МВД России. Раньше подразделения именовались ОБЭПами.

Особенности получения лицензии

Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность назначается не только при отсутствии регистрации, но и при условии, что у бизнесмена отсутствует лицензия, но он занимается деятельностью, при которой это разрешение является обязательным.

Лицензию надо получать, если планируется деятельность в сфере образования, медицины или фармацевтики. Перед регистрацией бизнеса рекомендуется узнать, какое направление работы непременно нуждается в таком разрешении.

Обычно не требуется получать лицензию при обучении детей на дому, уборке жилых помещений, уходу за детьми или представлении разных сельскохозяйственных услуг. По 14.1 статье КоАП незаконная предпринимательская деятельность наказывается крупными штрафами. Это относится и к ситуации, когда официально зарегистрированный предприниматель трудится без лицензии.

В некоторых случаях при квалификации действий хозяйствующего субъекта обнаруживаются признаки нарушений, предусмотренных другими нормами Кодекса. В таких ситуациях применяются все статьи, под которые подпадает проступок, в совокупности. К примеру, если незаконное предпринимательство сопровождается хранением, транспортировкой, приобретением немаркированной продукции для последующего ее сбыта, дополнительно санкции будут назначены по ст. 15.12 (часть 2). Если, кроме прочего, субъект реализует товары, продажа которых ограничена или запрещена, применяется также статья 14.2 Кодекса. Если хозяйствующий субъект, ведущий противоправную предпринимательскую деятельность, нарушает при этом санитарные нормы или предоставляет продукцию, услуги, работы ненадлежащего качества, дополнительно ему будут вменены санкции по ст. 14.4. При несоблюдении предписаний, регулирующих реализацию отдельных видов изделий, применяется дополнительно статья 14.15.

Наказание физических лиц за незаконную предпринимательскую деятельность в 2020

Нелегальный бизнес логично подразделить на:

  • бизнес, который является нелегальным в связи с тем, что он не зарегистрирован должным образом (а значит, не попадает в выборку субъектов налогообложения);
  • бизнес, который работает с нарушением действующих правил и ограничений (условно – деятельность без необходимых лицензий).

Так вот, в соответствии со статьями Налогового, Уголовного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях физические лица несут все виды предусмотренной данными документами ответственности. Налоговые органы через суд добиваются выплаты штрафов, а также компенсации недоплаченных налогов. На первый взгляд, это справедливо, однако, выше была подробно указана дорожная карта, как именно это обычно происходит.

С физических лиц за ведение незаконного бизнеса взимается НДФЛ на сумму доказанного дохода, а также пени за просрочку внесения недоплаченного дохода. Это, что касается компенсации «выпавших» доходов государства.

А теперь штрафы:

  • Штраф для фактического собственника бизнеса, не подавшего в ИФНС заявления на его регистрацию, составляет 10% от величины доказанного дохода (прибыли) от незаконной предпринимательской деятельности, проводимой в течение периода до 89 суток (но не меньше 20 тысяч рублей). Прибыль – это показатель, зависящий как от выручки, так и от издержек. Так что если обвиняемый желает продемонстрировать свои затраты, уменьшить величину прибыли, а также подтвердить, тем самым, позиции атакующих налоговиков, то он может попытаться это сделать. А сотрудники ИФНС в данном случае обычно ограничиваются «выставлением счета» на сумму полученной выручки.
  • Штраф за незаконную предпринимательскую деятельность, проводимую без регистрации в течение более 90 суток, составит уже 20% от величины извлеченной прибыли, но не менее 40 тыс. рублей.
  • Дополнительные штрафные санкции в размере 5 тыс. рублей накладываются на тех предпринимателей, которые начинают получать выручку от своего бизнеса до момента регистрации юридической оболочки. Грань законности здесь тонка: требуется наличие доказательств изначально добропорядочного умысла. То есть, речь может идти о начале бизнеса при задержке в регистрации юридического лица или ИП (при условии того, что документы предпринимателем уже поданы). Если же регистрация затягивается на срок, свыше 90 суток, то штраф возрастает вдвое – до 10 тыс. рублей.
Читайте также:  Расчет алиментов: примеры и калькулятор

Отдельно КоАП РФ предусматривает наложение дополнительных штрафных санкций за незаконное ведение бизнеса:

  • Если хозяйственная деятельность ведется без регистрации юридического лица, то размер штрафа в 2020 году составляет от 500 рублей до 20 тыс. рублей (по усмотрению сотрудника полиции, который его накладывает).
  • Если же физическое лицо нарушает требования закона и ведет торговлю, к примеру, лицензируемыми видами деятельности без соответствующих документов, то штраф составляет всего от 2 до 2,5 тыс. рублей. Однако предмет торговли, а также средства производства (ценность которых уже может измеряться сотнями тысяч и даже миллионами рублей) конфискуются.

Совокупность с другими преступлениями

Часто одновременно с незаконной предпринимательской деятельностью в действиях виновного имеются и другие составы преступлений, например:

  • использование чужого товарного знака или наименования, различные обозначения продукта, принадлежащие другой организации – тогда действия квалифицируются дополнительно по ст. 180 УК РФ;
  • производство, хранение, перевозка или сбыт товара без акцизной маркировки, если она обязательна в соответствии с законом – будет дополнительная квалификация по ст. 181 УК РФ;
  • если продается товар, не отвечающий требованиям безопасности граждан, то дополнительно действия нарушителя будут квалифицированы по ст. 238 УК РФ.

Обычно цель незаконного предпринимательства – уклонение от налогов. Между тем, если ИП ведет незаконную деятельность, дополнительно квалифицировать его действия по ст. 198 УК РФ (неуплата налогов) нельзя. В ходе расследования весь доход, извлеченный виновным, будет признан вещественным доказательством в рамках уголовного дела по ст. 171 УК РФ и, в случае обвинительного приговора, все обратят в доход государства.

Если предприниматель вел такую преступную деятельность, как продажа оружия, изготовление психотропных веществ и т.д., то эти действия полностью охватываются конкретными статьями уголовного законодательства, без ст. 171 УК РФ.

Что такое предпринимательская деятельность

Но сначала о том, что вообще такое предпринимательская деятельность? Чем она отличается от трудовой занятости? И почему нелегальный бизнес преследуется законом?

Понятие предпринимательства установлено статьей 2 Гражданского кодекса. Это самостоятельная, рисковая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом доходы предприниматель получает не от исполнения трудовых обязанностей, а от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, использования имущества.
Если сравнить предпринимателя с наемным работником, то можно выявить ряд отличий.

Предприниматель Наемный работник
Самостоятельно устанавливает отношения с потребителем, выполняя весь цикл от нахождения заказа на товар или услугу до получения оплаты за него. Работает под контролем работодателя, часто выполняет только одну функцию в цикле обслуживания потребителя. Оплату получает от работодателя.
Рискует не получить оплату за свои товары и услуги, но в случае успеха распоряжается доходом от бизнеса на свое усмотрение. Защищен трудовым законодательством, получает зарплату, независимо от личных результатов. При этом работодатель выплачивает работнику только часть прибыли, им заработанную.
Самостоятельно обеспечивает свое пенсионное и медицинское страхование, платит налоги с полученных от бизнеса доходов. За пенсионное, социальное и медицинское страхование работника платит работодатель, он же удерживает и перечисляет НДФЛ с зарплаты.

Если бизнес ведется без регистрации, то государство от такого коммерческого субъекта ничего не получает. Но при этом нелегальный предприниматель пользуется всеми правами гражданина плюс может рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание и социальную пенсию. А происходит это за счет законопослушного бизнеса и его работников, которые как раз платят налоги и взносы.

Государство пытается вернуть теневой бизнес в правовое поле разными способами, в том числе, устанавливая административные, налоговые и уголовные санкции.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство

Когда предпринимательская деятельность, противоречащая закону, приобретает серьезные масштабы, то есть сумма полученных доходов оказывается значительной, более жестким становится и наказание. При определенных обстоятельствах, если совершенное будет признано преступлением, виновный привлекается к уголовной ответственности. Решение по такому делу принимает суд по месту проживания виновного или по месту ведения бизнеса.

Незаконному предпринимательству посвящена 171 статья Уголовного кодекса. Чтобы попасть под ее действие, должно произойти следующее:

  • Ведется бизнес без регистрации или с регистрацией, но без лицензии (если она требуется).
  • Такие действия привели к крупному ущербу государству, юридическим или физическим лицам либо получен крупный доход.

К виновному в описанном преступлении в 2021-2022 годах может быть применено одно из наказаний:

  • Штраф – до 300 тыс. руб. или в сумме, соответствующей зарплате или другому доходу нарушителя за определенный период, который не может превышать 2 лет.
  • Обязательные работы – до 480 часов.
  • Арест – до 6 месяцев.

Ответственность может быть еще жестче, если предпринимательство с нарушением закона ведется при следующих обстоятельствах:

  • Действия в организованной группе.
  • Получен особо крупный доход.

В таком случае виновный будет привлечен к ответственности одного из видов:

  • Штраф – 100-500 тыс. руб. или сумма, соответствующая доходу за 1-3 года.
  • Принудительные работы – до 5 лет.
  • Лишение свободы – до 5 лет. Такое наказание может сопровождаться штрафом в сумме до 80 тыс. руб. или в размере полученного в течение периода до 6 месяцев дохода.

В отдельную статью 171.3 выведена ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере оборота алкоголя и спирта. Если производить такую продукцию, закупать, поставлять, хранить, перевозить или продавать в розницу без лицензии (когда она должна быть) в крупных размерах, в 2021-2022 годах может наступить одно из следующих негативных последствий:

  • Штраф – от 2 до 3 млн руб. или в сумме, эквивалентной полученным за один-три года доходам.
  • Принудительные работы – до 3 лет.
  • Лишение свободы – до 3 лет.
  • Единичные продажи или сдача жилья в аренду предпринимательской деятельностью не признаются. Однако налог на прибыль в отдельных случаях заплатить придется.
  • Предпринимательством является целенаправленная деятельность с целью получения систематического дохода. Для штрафа по административной статье одного этого уже достаточно.
  • Уголовная ответственность может грозить законному бизнесу с лицензией, если будет доказано, что предприниматель нарушает установленные требования.
  • Привлечь к ответственности за незаконное предпринимательство можно только установив сам факт такового. Доказательствами служат рекламные объявления на публичных площадках, регулярные поступления на счет с указанием цели платежа, оптовые закупки товара.
  • Систематически торговать без оформления ИП граждане могут только на рынке. Продуктами, которые они произвели или вырастили самостоятельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *