Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Действия при ДТП с пострадавшими, административная и уголовная ответственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.
Обязательная автостраховка
Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика).
Порой даже некоторые юристы не слишком внимательно изучают раздел документа, содержащий трактовки используемых определений. Тем удивительнее, что ответ на вопрос, можно ли получить возмещение по обеим страховкам, кроется в главе «Общие положения» действующей редакции закона «Об ОСАГО». А конкретно в определении понятия «потерпевший». В соответствии с этим документом, потерпевшим не может быть гражданин, обратившийся за возмещением по ОСГОП. Кроме того, в шестой статье того же законодательного акта прямо сказано, что к страховым событиям по «автогражданке» не относятся случаи причинения вреда жизни либо здоровья пассажиров, если такой ущерб подлежит возмещению в рамках договора страхования ответственности перевозчика.
Однако нельзя забывать, что в документах ГИБДД может быть не указан факт осуществления перевозчиком коммерческого рейса. Следовательно, страховщик, к которому обратился за выплатой по ОСАГО травмированный пассажир, не всегда имеет возможность достоверно установить, есть ли у кого-либо из участников аварии полис ОСГОП. Вполне возможно, что травмированный пассажир может попытаться скрыть факт наличия у перевозившей его транспортной компании договора ОСГОП. Теоретически такой пострадавший может получить выплату и по страховке ответственности перевозчика, и по «автогражданке».
Правда, на деле такой вариант практически невозможен. Отечественные автостраховщики, особенно специализирующиеся на КАСКО , давно наладили эффективный механизм взаимодействия, позволяющий выявлять противозаконные попытки получения выплаты по страховке. Если говорить о страховании ответственности транспортной фирмы, то частью такого механизма является обмен информацией между страховыми компаниями, входящими в Национальный союз страховщиков ответственности. Для проверки наличия договора ОСГОП у конкретного транспортного предприятия страховщику достаточно направить соответствующий запрос в НССО. Если же каким-то невероятным образом травмированный гражданин сумеет получить возмещение по обеим страховкам, то его ждут серьезные неприятности. Обманутый автостраховщик непременно потребует у травмированного пассажира возврата перечисленных денег. При этом в отдельных случаях действия пострадавшего гражданина могут быть квалифицированы как страховое мошенничество.
Что имеет значение при дорожно-транспортном происшествии
Условия наступления уголовной ответственности при нарушении ПДД:
- Нарушение водителем ПДД.
- Наличие причинно-следственной связи между нарушением ПДД и последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти участника, или участников ДТП. К ним относятся пассажиры, пешеходы, водитель машины, с которой произошло столкновение — то есть все, кто как-либо был задействован в происшествии. Если во время аварии никто не пострадал, это административное нарушение, и уголовная ответственность за него не предусмотрена.
- Наличие установленной технической возможности водителя предотвратить столкновение с другим участником движения либо препятствием. Что это такое? Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения». В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения ДТП судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, действует следующим образом:
- Определяется, с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим ниже).
- С помощью формулы определяется, была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
- Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.
Важно: водитель не подлежит уголовной ответственности, если не нарушал правила дорожного движения. На месте ДТП следователь первым делом устанавливает факт нарушения именно ПДД. Если этот факт установить не удалось или доказательства следователя получилось оспорить, обвинить человека по статье невозможно.
Первостепенное значение имеет схема происшествия: расположение автомобиля, расстояние от края дороги, от другой машины, от тела, положение тела и подобные детали. Абсолютно все нюансы крайне важны. С помощью схемы эксперты, привлеченные к делу, устанавливают, как все было на самом деле. Схему составляют на месте ДТП, участники происшествия подписывают ее, тем самым подтверждая свое согласие со схемой.
Важно: нельзя сразу давать показания и какие-либо объяснения. Необходимо ссылаться на плохое самочувствие, шок, невозможность адекватно мыслить. Важно подготовиться с адвокатом и экспертом по ДТП, а уже потом разговаривать со следователем.
Когда водителю грозит уголовная ответственность?
Водителю будет грозить уголовная ответственность только в том случае, если он причинил вред пострадавшему в аварии тяжелого уровня, либо даже по причине столкновения, наезда произошла смерть. Тогда начинается рассмотрение дела в рамках уголовного производства. Сначала проводятся мероприятия, которые призваны доказать вину водителя, если она была доказана, то заводится уголовное дело. Степень наказания зависит от нескольких факторов, к ним можно отнести:
- Умышленное было преступление или нет;
-
В каком состоянии был водитель машины;
-
Где произошла авария;
-
Сколько пострадавших.
Что делать если пассажир – виновник ДТП
Конечно, в большинстве случаев пассажир не может быть признан виновным. Следовательно, если нет вины – ждать, или требовать материальную компенсацию – бессмысленно. Тем не менее, есть некоторые ситуации, в которых страховая компания не имеет права выплачивать средства. Значит, они должны быть возмещены виновным пассажиром. Когда это актуально?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, по какому принципу рассматриваются такие ситуации в судах. За основу берется то, что именно причиняет вред. Страховым случаем считаются те ситуации, когда ущерб наносится непосредственно сам автомобиль. Однако, чтобы он принес существенный вред, он должен быть в движении.
Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода. Как составить исковое заявление на возмещение страховых выплат читайте тут.
При аварии не нужно паниковать. Все в ваших руках. Если виновник ДТП скрылся, не отчаивайтесь. Вызывайте сотрудников ГИБДД и попытайтесь собрать как можно больше доказательств по делу.
Запись с видеорегистратора – это одно из самых весомых доказательств. На основании нее может строиться вся база. Если в машине такой прибор не установлен, то придется найти как можно больше свидетелей аварии. Возьмите у них контактные номера телефонов, договоритесь о возможности участия их в суде.
Свидетели необходимы и для фиксации правонарушения. Они будут выступать в качестве понятых. Для составления протокола требуется как минимум два человека. Их явка в суд не обязательна.
Учтите! Если работник государственной инспекции дорожного движения не желает возбуждать административное дело, вы не получите протокол и справку. В связи с этим получить страховую премию будет невозможно. Поэтому настаивайте на фиксации правонарушения, даже если виновника ДТП нет на месте.
Можно ли рассчитывать на страховку без установления виновника ДТП
Зачастую автолюбителей волнует вопрос, возможно ли получить страховую премию, если степень вины не была установлена ни для одного из участников. Для начала следует разобрать, какие виды страховок существуют. Для этого стоит углубиться в понятия ОСАГО и КАСКО.
ОСАГО – это полис обязательного страхования автогражданской ответственности. Его наличие обязательно для каждого водителя. Отношения между страховщиком и автовладельцем регулируются на законодательном уровне. При ДТП возмещение вреда получает не владелец страховки, а пострадавшее лицо.
КАСКО представляет собой полис добровольного страхования транспортного средства. По нему владелец получит возмещение ущерба при порче имущества, при угоне ТС или просто при аварии. Документ не обязательно оформлять. Но он является дополнительной гарантией для автолюбителя.
Обратите внимание на то, что полис КАСКО идет дополнением к ОСАГО. Один документ не может заменить другой.
Владельцы полиса ОСАГО не смогут оформить выплату в том случае, если виновных в ДТП не будет обнаружено, так как фактически главного условия предоставления выплаты – определение пострадавших – не установлено.
Нужно ли преследовать
Важно понимать, что ответственность виновника ДТП будет определена в судебном порядке. Пострадавшему водителю следует действовать в рамках закона, чтобы избежать наказания. А для получения компенсации по ОСАГО, нельзя покидать место происшествия.
По этой причине преследовать нарушителя не стоит. Следует лишь запомнить или зафиксировать государственный номер автомобиля, марку, модель и, по возможности, внешность водителя.
Погоня за нарушителем может стать причиной новых столкновений, но уже с человеческими жертвами.
Не следует брать на себя ответственность правоохранительных органов, в обязанность которых входит поиск и поимка преступников.
Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину
Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.
Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:
- Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
- Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
- Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.
Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.
Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.
А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.
Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?
В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:
- ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
- КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).
Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.
Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:
- автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
- трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
- автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.
Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.
Нормативная база и понятие обоюдной вины
Инспекторы, честно говоря, не очень любят ситуации, когда виноваты оба. Это и понятно – нужно оформлять в два раза больше документов, внимательнее разбираться в ситуации, а времени мало, работы много.
По этой причине стражам порядка проще оформить протокол и постановление на того водителя, нарушение со стороны которого более очевидно и подходит под стандартные ситуации, устоявшие в судебной практике.
Специального термина, которому посвящена данная статья, в законе не содержится. Рассматриваемое понятие имеет практическое применение. Оно обозначает ситуацию, когда к дорожно-транспортному происшествию привели нарушения правил дорожного движения всеми участниками аварии.
С понятийной точки зрения, не совсем верно слово «обоюдная», ведь участниками ДТП могут быть не только два, но три и более водителей, каждый из которых может быть виноват.
В такой ситуации постановления должны оформляться не на двоих, а на всех виновников. Здесь нелепо применять фразу «обоюдная вина при совершении ДТП», когда виновников больше двух, хотя и будет подразумеваться ее смысл.
Суд против дорожников за гололёд
Важно
Снимки с места ДТП и показания свидетелей помогли автовладелице в суде, который обязал дорожную службу выплатить пострадавшей компенсацию в размере 30 тысяч рублей, а также отремонтировать опасную участок дороги на трассе Сыктывкар-Ухта. И совсем уникальный случай, когда в борьбу с дорожниками и коммунальщиками вступила страховая компания, которой удалось отсудить у них 41,5 тысяч рублей.
Автомобиль клиента въехал в лужу, которая оказалась глубокой ямой посередине дороги. Владелица автомобиля решила не делать лишних усилий и обратилась в страховую компанию для получения средств на ремонт машины.
Пока автомобиль восстанавливали, страховщики обратились с иском в суд, который был полностью удовлетворен. Что нужно делать, чтобы отсудить у дорожников деньги на ремонт автомобиля? Прежде всего, рекомендуют эксперты, не нужно пускать все на самотек.