Штраф за фаркоп в 2023 году на легковом автомобиле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за фаркоп в 2023 году на легковом автомобиле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Водитель П., управляя своим автомобилем, был остановлен инспектором ДПС. Установив факт монтажа фаркопа на задней части машины, инспектор пришел к выводу о нарушении автовладельцем пункта 7.18 Перечня неисправностей, при наличии которых запрещено эксплуатировать автомобиль.

Все автомобильные средства, эксплуатируемые на дорогах страны, а также установленное на них оборудование, должны соответствовать требованиям Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011.

Согласно п. 77 раздела 4 гл. V Оценки соответствия, регистрация дополнительных компонентов автомобиля не требуется в следующих случаях:

  1. Монтаж фаркопа предусмотрен заводом изготовителем ТС, о чем в технической документации имеется соответствующая отметка.
  2. Дополнительное устройство предназначено для установки на машину, прошло проверку соответствия и имеет подтверждающие документы завода-изготовителя.
  3. Изменения конструкции автомобиля произведены серийно, т.е. при установке оборудования на заводе-изготовителе.

Исходя из требований указанного Регламента, автомобилист при эксплуатации машины с установленным фаркопом должен иметь в наличии следующие документы:

  • техническую документацию на автомобиль (руководство по эксплуатации), где имеется отметка об установке дополнительного оборудования;
  • документы на фаркоп подтверждающие, что его конструкцию можно установить на эту модель автомобиля;
  • сертификат о соответствии фаркопа требованиям Технического регламента.

Информация о фаркопах в законодательстве

В законодательстве при рассмотрении особенностей фаркопа стоит ориентироваться на Технический регламент таможенного союза от 2011 года. В нем зафиксировано, что при наличии тягового устройства в заводской конструкции нет необходимости проходить дополнительную регистрацию.

В случае установки фаркопа обязательно нужно ориентироваться на документацию, его полное соответствие основным нормам и правилам, прохождение экспертизы, рассматривающей вопросы безопасности.

В результате можно сделать вывод о том, что при приобретении автомобиля или же установке фаркопа обязательно нужно рассматривать инструкцию по эксплуатации автомобиля, а также на технические характеристики самого дополнительного оборудования, сертификат на него и данные от мастерской, установившей это оборудование.

При четком соблюдении всех правил и норм с фаркопом не будет никаких дополнительных проблем. В таком случае обеспечивается соблюдение закона, а также гарантируется безопасность использования.

Правила регистрации фаркопа транспортных средств

Регистрация тягово-сцепного устройства в 2023 году происходит поэтапно, в рамках определенных правил. Для этого следует подать в ГИБДД пакет документов, включающий копию ПТС, сертификат на фаркоп, свидетельство о регистрации авто и заполненное по форме заявление. После этого машина отправляется на техническую экспертизу для определения возможности установки ТСУ.

Госавтоинспекция не проводит экспертизу, а лишь выдает бланки и направляет по определенному адресу. Если эксперты одобрят заявку, автовладелец получит официальное разрешение на крепление фаркопа. Монтаж рекомендуется провести в автомастерской, где водитель получит на руки документ со списком проведенных манипуляций. После этого машине потребуется повторная экспертиза для проверки ее безопасности вкупе с новым оборудованием.

При положительном исходе водитель получит на руки диагностическую карту. Последний шаг – отнести в техотдел ГИБДД полученные документы, приложив к ним сертификат качества ТСУ и заявление на его регистрацию. Инспектор оценит правильность установки фаркопа и выдаст/не выдаст свидетельство о том, что прикрепленное оборудование соответствует требованиям Техрегламента Таможенного союза.

Что делать перед покупкой фаркопа?

Прежде, чем покупать тягово-сцепное устройство, рекомендуется внимательно изучить информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.

  1. Если в техпаспорте машины указано, что на данную модель разрешено устанавливать ТСУ и авто предусмотрено для буксировки прицепа, то монтаж оборудования можно проводить смело, не прибегая к его регистрации в ГИБДД. Это не будет считаться внесением изменений в конструкцию агрегата. Автовладелец вправе установить фаркоп в выбранной им автомастерской (или самостоятельно, строго следуя инструкции) и пользоваться им по своему усмотрению.
  2. Если в техпаспорте нет информации, разрешающей крепление ТСУ, водитель должен быть готов пройти техническую экспертизу. Она покажет, можно ли на данную модель машины устанавливать «крюк». Кроме этого, монтаж фаркопа необходимо будет зарегистрировать в Госавтоинспекции.
  3. Найти ТСУ, подходящее под данную модель машины. Для этого запросить у производителя оборудования необходимую документацию. Если ее не окажется, обратиться к другому продавцу с аналогичной просьбой.
  4. Заранее подыскать автомобильный сервис, который займется установкой фаркопа. Желательно выбрать такое СТО, где после монтажа на руки выдаются бумаги, подтверждающие право на эксплуатацию автомобиля с установленным оборудованием.
Читайте также:  Генеральная доверенность на автомобиль

Что является внесением изменений в конструкцию автомобиля

Под изменениями конструкции транспортного средства понимается демонтаж предусмотренных и/или установка не предусмотренных заводом-производителем составных частей автомобиля. Исходя из этого, изменениями конструкции являются:

  • замена типа кузова;
  • замена сидений на сидения другого производителя или другой модели авто;
  • изменение расположения сидений и/или их количества;
  • замена типа и/или модели двигателя (если это влияет на мощность и вес автомобиля);
  • замена световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных фар);
  • демонтаж или установка ГБО;
  • замена тормозной системы;
  • установка фаркопа, порогов и спойлеров, лебедок и подъемников;
  • установка дополнительных баков для топлива;
  • переоборудование автомобиля для граждан с инвалидностью;
  • замена бамперов;
  • изменения в ходовой части транспортного средства;
  • переустановка руля;
  • корректировка габаритных и весовых параметров.

Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году?

В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:

Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.

Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.

С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.

Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:

Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.

В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.

Категория прав для машины с фаркопом

Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:

Машина Вес прицепа, кг Общий вес, кг Категория
легковая до 750 или веса машины до 3500 B
от 750 от 3500 BE
грузовая до 750 C, C1
от 750 CE
от 750 до 12 000 C1E
автобус до 750 D, D1
от 750 DE
от 750 до 12 000 D1E

Проблемы и варианты их решения

Ещё раз о сложностях с регистрацией ТСУ. Они могут возникнуть на следующих этапах:

  • Получение документов на фаркоп. Получить их не получится, если фаркоп технически не соответствует модели автомобиля. В таком случае нужно проводить экспертизу в специализированной компании и ставить изменённое авто на учёт в ГИБДД.
  • Получение разрешения в ГИБДД на внесение изменений. Если несоответствующий технически фаркоп проходит процедуру регистрации, она может прерваться на этапе получения разрешения в ГИБДД. Для внесения изменений требуется получить соответствующее разрешение в автоинспекции. Такой документ может быть не выдан организацией.

    Разрешение подписывается на усмотрение инспектора. Он может отказать автовладельцу, если вносимые изменения вызывают у него подозрения.

  • Получение свидетельства на изменённое авто. Отказать в ГИБДД могут и после внесения изменений. Даже если все документы присутствуют (сертификаты о возможности изменений, о соответствии правилам безопасности), инспекцией проводится собственная оценка конструктивных изменения автомобиля. Если она вызовет подозрение, свидетельство о безопасности изменённого ТС выдано не будет.

Документы на фаркоп легкового автомобиля

В 2021 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.

Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:
1) при установке на транспортное средство компонентов:

  • предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
  • предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:

  • При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке фаркопа на заводе.
  • При установке ТСУ в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
    • Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то можно выдохнуть.
    • Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел сертификат соответствия.
Читайте также:  Кому положена замена счетчика электроэнергии

Таким образом, список необходимых документов для использования ТСУ:

  • Руководство по эксплуатации автомобиля.
  • Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
  • Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Тех. регламента.

Как оформить фаркоп на легковой автомобиль?

Чтобы законно оформить фаркоп на легковой автомобиль, в котором его применение не предусмотрено производителем, необходимо пройти целый ряд процедур. Только после прохождения всех этапов автовладелец сможет получить новое регистрационное свидетельство и в техпаспорте транспортного средства будут внесены соответствующие изменения.

Давайте рассмотрим прохождение всех этапов оформления и установки фаркопа владельцем автомобиля, как это должно происходить по законодательству.

Согласно закону любые операции по переоборудованию автомобиля необходимо заранее согласовать с уполномоченными организациями, и только после одобрения служб допускается вносить соответствующие изменения в структуру автомобиля.

Порядок ваших действию по оформлению изменений должен быть следующий:

  1. В первую очередь нужно обратиться в специальную аккредитованную организацию и получить предварительное заключение о возможности внесения изменений в конструкцию вашего автомобиля. Список таких организаций можно запросто найти в интернете.
  2. Только после положительного заключения экспертной проверки можно смело направляться в отделение ГИБДД. Кстати обратиться можно в абсолютно любое подразделение автоинспекции, независимо от места вашей прописки.

При обращении с собой нужно иметь определенный набор документов:

  • ПТС;
  • Удостоверение личности;
  • Сертификат, выданный организацией, проводившей предварительную экспертизу о вводимых изменениях в конструкцию легкового автомобиля.

В результате составления и подачи заявления производится осмотр автомобиля сотрудником инспекции на предмет соответствия конструкции. Только после этого дается согласие на внесение модификаций, установку конкретного фаркопа на автомобиль.

  1. Далее собственник ТС с подписанным заявлением отправляется в специальную организацию, в которой производится установка фаркопа и другие требуемые манипуляции с конструкцией автомобиля. После этого организация предоставляет владельцу автомобиля декларацию, в которую будет внесен весь проводимый объем работ и качество выполнения.
  2. С данными документами гражданину нужно обратиться в пункт техосмотра, где будет проведен технический осмотр легкового автомобиля. В результате прохождения процедуры осмотра собственник получает диагностическую карту.
  3. Следующим шагом автовладельцу предстоит повторно посетить организацию, которая проводила предварительно-техническую экспертизу и в результате представила положительное заключение.

При этом у собственника на руках должны быть следующие документы:

  • Заключение специалистов предварительной экспертизы.
  • Декларация о проводимых работах и качественном исполнении монтажа фаркопа.
  • Диагностическая карта.

Все эти документы там рассматриваются, после чего владельцу выдается протокол технической экспертизы после модификации конструкции автомобиля.

Многие водители утверждают, что фаркоп имеет лишь защитную функцию. Они думают, что при аварии приспособление возьмет на себя весь удар сзади. С логической точки зрения, это верное утверждение. Однако по всему миру запрещено перемещаться с фаркопом без прицепа. Почему?

Дело в том, что при возникновении ДТП машина будет повреждена еще сильнее, если удар придется не на бампер, а на ТСУ. Эксперты советуют снимать фаркоп, чтобы лишний раз обезопасить свой транспорт.

Какие же функции выполняет фаркоп? Мы выяснили, что он необходим для транспортировки грузов. Кроме этого, устройство точно понадобится людям, которые путешествуют на дальние расстояния на машине. Дополнительно приспособление нужно для буксировки другого ТС (автомобилей, катеров или снегоходов). Главное, чтобы их весь не превышал 3 тонны.

Категория прав для машины с фаркопом

Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:

Читайте также:  Выплаты на подготовку детей к школе в 2021 году
Машина Вес прицепа, кг Общий вес, кг Категория
легковая до 750 или веса машины до 3500 B
от 750 от 3500 BE
грузовая до 750 C, C1
от 750 CE
от 750 до 12 000 C1E
автобус до 750 D, D1
от 750 DE
от 750 до 12 000 D1E

Можно ли установить фаркоп без регистрации?

Вам не придется обращаться в инспекцию в двух случаях:

  • ТСУ уже было поставлено на заводе, а потому запись об этом есть в документации на автомобиль. Просто возите с собой документацию на машину и сертификат соответствия для нового фаркопа на случай вопросов, и никакие штрафы вам не грозят.
  • ТСУ не было установлено, но в конструкции машины есть база для его крепления, то есть производитель допускает возможность монтажа. Эта особенность тоже прописывается в документации. Если вы приобрели такое авто и затем самостоятельно установили на него ТСУ, ставить его на учет не нужно — достаточно демонстрировать документацию, где указана предусмотренная производителем возможность монтажа детали.

Штраф за вождение без регистрации ТСУ

Впрочем, даже если вы самовольно установите фаркоп и не зарегистрируете деталь, наказание будет несущественным. Максимальный штраф, который грозит водителю за отсутствие сертификата на фаркоп, — 500 рублей. Причем, если вы выплатите его в течение 20 дней после выписки, он сократится до 250 рублей.

Инспектор ДПС никогда не выписывает штраф отдельно за фаркоп — это наказание всегда идет «в довесок» к штрафу за нарушение ПДД. Если же вас остановили в ходе плановой проверки и выявили незарегистрированный фаркоп, но при этом правил вы не нарушали, инспектор просто сделает вам предупреждение.

Но, разумеется, лучше все-таки оформить регистрацию на деталь — фаркоп в ГИБДД легко оформляется за несколько дней. Нет времени обращаться в органы? Свяжитесь с нами. Мы соберем нужные документы и оформим заявление для регистрации фаркопа в ГИБДД, поможем в постановке авто с фаркопом на учет.

Можно и обойтись без ГИБДД. Есть перечень технических изменений, внесенных в конструкцию, которые не требуют согласования с госавтоинспекцией. Для того, чтобы не выписали штраф или, не дай Бог, не прекратили регистрацию транспортного средства у вас к обычному набору документов должно прибавиться:

  • Сертификат соответствия (копия) и паспорт на фаркоп, который идет в комплекте с фаркопом. В паспорте должна стоять печать автоцентра, выполняющего установку ТСУ
  • Документы, предоставленные автоцентром, имеющим сертификацию по выполнению данного вида деятельности. Вам выдается копия сертификата авто печатью, и акт выполненных работ.

Процедура регистрации в ГИБДД

Если заводом изготовителем не предусмотрена функция установки ТСУ на автомобиль, оформлять переоборудование можно только как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Согласно техрегламенту Таможенного союза при этом должен быть соблюден следующий порядок действий:

  1. Получение предварительного разрешения на установку оборудования. За разрешением необходимо обращаться в отдел технического надзора ГИБДД. Сотрудники ГАИ потребуют предоставить машину к осмотру и выпишут направление на прохождение экспертизы.
  2. Прохождение экспертизы на предмет возможности установки новой запчасти на ТС. Экспертиза может быть проведена только в испытательной лаборатории, аккредитованной ГИБДД.
  3. Установка ТСУ на автомобиль. Установка должна производиться в лицензированном автосервисе. По итогу выполнения работ на СТО должны выдать заявление декларацию об установке запчасти.
  4. Прохождение повторной экспертизы в испытательной лаборатории на предмет соответствия обустроенной запчасти требованиям безопасности дорожного движения.
  5. Прохождение государственного технического осмотра и оформление диагностической карты.
  6. Заключительное обращение в отдел технического надзора ГИББДД. С собой необходимо иметь гражданский паспорт, ПТС и СТС, документы на фаркоп (паспорт запчасти) и заявление декларацию. Также сотрудники ГИБДД потребуют предоставить автомобиль к повторному осмотру. По итогу автовладелец получит на руки свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства (СКТС).
  7. Обращение в отдел МРЭО ГИБДД для перерегистрации транспортного средства. С собой необходимо иметь гражданский паспорт, ПТС, СТС и СКТС. Также необходимо застраховать автомобиль по ОСАГО и заплатить госпошлину в размере 850 рублей: 500 рублей за выдачу нового СТС, 350 р за исправление сведений в ПТС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *