Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные изменения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы думаете, что у каждого белоруса есть свой накопительный счет, куда идут пенсионные отчисления, то вы ошибаетесь. Рассказываем. 34% взносов в ФСЗН идет от работодателя, еще 1% — от работника. Деньги распределяются по условной схеме 29% + 6%, где 29% — это отчисления в пенсионный фонд, остальное — выплаты больничных, пособий и так далее.
В следующем году возрастом выхода на пенсию будут 58 лет для женщин и 63 года для мужчин. Соответственно, пенсионного возраста достигнут женщины 1965 года рождения и мужчины 1960 года рождения.
Общеустановленный пенсионный возраст в Беларуси на протяжении 2017–2021 гг. постепенно повышался (ежегодно на 6 месяцев), отталкиваясь от установленных на момент начала реформы пенсионных пределов в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается при достижении общеустановленного пенсионного возраста и при условии наличия общего стажа работы у мужчин – не менее 25 лет, у женщин – не менее 20 лет.
Трудовым законодательством предусмотрены некоторые гарантии для работников предпенсионного возраста. Это сотрудники, которым до пенсии осталось 2 года, т.е. женщины в возрасте 56 лет и мужчины в возрасте 61 года.
Например, исходя из ст. 261-5 ТК наниматель с согласия работника обязан продлить контракт либо заключить новый с работником, добросовестно работающим и не допускающим нарушений производственно-технологической, исполнительской и трудовой дисциплины, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, – не менее чем до достижения указанного возраста.
Потребительские кредиты |
Калькулятор кредитов на недвижимость |
Калькулятор Депозитов |
Кредиты на автомобиль |
Рекламные акции |
Что предлагают профсоюзы
Федерация профсоюзов внесла в правительство пакет предложений по совершенствованию пенсионной системы
В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается более активно использовать дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в Беларуси. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.
Сегодня довольно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов к исчислению страхового стажа. В частности, сейчас в страховой стаж не включают периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
В страховой стаж засчитывается, к примеру, период срочной военной службы. Такой же подход, по мнению профсоюзов, должен применяться и в отношении женщин при рождении детей.
В ФПБ подчеркивают, что постепенное увеличение необходимого для начисления трудовой пенсии страхового стажа приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить трудовую пенсию. Причем зачастую не по своей вине, например, если человека увольняют в связи с сокращением численности или штата и у него отсутствует нужный страховой стаж. А ведь трудоустроиться в предпенсионном возрасте намного сложнее, чем в более молодом.
Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа. В качестве решения подобных проблем ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения застрахованным лицом недостающего страхового стажа и смягчить некоторые условия его исчисления.
Еще один актуальный вопрос — размер пенсионных выплат работающим пенсионерам. Сейчас, если работник по достижении пенсионного возраста продолжает работать, размер его пенсии не пересчитывается независимо от того, сколько он еще трудился. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.
Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.
С учетом постепенного повышения пенсионного возраста все более актуальной становится проблема занятости людей зрелого возраста. Для защиты интересов таких работников предлагается ввести на законодательном уровне понятие «предпенсионный возраст» и установить его порог на уровне 5 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
Трудовым кодексом предусмотрено, что наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с добросовестным работником, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, — не менее чем до достижения указанного возраста. Людям зрелого возраста все труднее на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому предлагается распространить гарантии Трудового кодекса на лиц, у которых до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет.
Ряд предложений ФПБ касаются начисления пенсий за особые условия труда, профессиональной и льготной пенсий отдельным категориям работников.
Если говорить о мировых экономических прогнозах, то эксперты пока в основном не слишком оптимистичны в своих заявлениях. К примеру, аналитики агентства Bloomberg назвали 2023-й сложным годом пессимизма. Основной риск, с которым столкнется глобальная экономика в 2023 году, – стагфляция (ситуация, при которой экономический спад и депрессивное состояние экономики сочетаются с ростом цен), считают специалисты.
О том, что мировая экономика столкнется с целым рядом вызовов, говорят в МВФ. Речь в первую очередь идет о высокой инфляции. Существенную неопределенность в европейском регионе создает ситуация в Украине, продолжающая влиять на поставки важных товаров. Также сохраняются сбои в цепочках поставок из-за пандемии COVID-19. В итоге МВФ снизил ожидание по росту мировой экономики на 2023 год с 2,9% до 2,7%, а мировая инфляция прогнозируется на уровне 6,5%. «Худшее еще впереди, и для многих 2023 год будет ощущаться как рецессия», – считает главный экономист МВФ Пьер-Оливье ГУРИНША.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings в своем экономическом прогнозе на 2023 год оценило рост мирового ВВП в 1,4%, хотя ранее был дан предварительный показатель в 1,7%. В докладе Fitch отмечается, что прогнозы были пересмотрены, поскольку страны мира продолжают бороться с ростом цен, к тому же ухудшаются перспективы рынка недвижимости в Китае. Агентство также отмечает, что кризис в европейских странах далек от завершения. Прежде всего это связано с ростом цен на природный газ.
Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.
А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.
Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.
Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».
Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Минимальная пенсия в России в 2023 году: официальная таблица по регионам
Предусмотрено, что ежемесячная пенсия неработающего пенсионера в 2023 году не может быть ниже прожиточного минимума.Поэтому – величина ПМП, установленная в конкретном субъекте РФ, является фактически минимальной пенсией для всех проживающих в этом регионе пенсионеров. Ежегодно прожиточный минимум для пенсионеров увеличивают, а новые значения ПМП устанавливают с 1 января. Увеличение ПМП с 1 января 2023 года и, как следствие, минимальной пенсии составило не менее 3,3%.
Если же сумма пенсии и других назначенных пенсионеру социальных выплат не достигает минимально установленной величины, тогда назначается ежемесячная доплата до уровня ПМП. Сумма этой доплаты определяется как разница между ежемесячным доходом пенсионера и региональным ПМП. Назначение такой надбавки происходит в автоматическом режиме, то без необходимости личного обращения и подачи заявления.
Обратите внимание: доплата может быть федеральной (ФСД) или региональной (РСД). Социальный фонд России обобщил данные по всем регионам с учетом федеральных и региональных выплат и утвердил официальную таблицу минимальных размеров пенсий по всем регионам в 2023 году.
№ пп | Наименование субъекта Российской Федерации | 2023 | СД |
Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) (руб.) | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
В целом по Российской Федерации | 12 363 | Х | |
Центральный федеральный округ | |||
1 | Белгородская область | 10 385 | ФСД |
2 | Брянская область | 11 854 | ФСД |
3 | Владимирская область | 11 992 | ФСД |
4 | Воронежская область | 11 261 | ФСД |
5 | Ивановская область | 11 497 | ФСД |
6 | Калужская область | 11 868 | ФСД |
7 | Костромская область | 11 502 | ФСД |
8 | Курская область | 11 036 | ФСД |
9 | Липецкая область | 10 665 | ФСД |
10 | Орловская область | 11 497 | ФСД |
11 | Рязанская область | 11 015 | ФСД |
12 | Смоленская область | 11 992 | ФСД |
13 | Тамбовская область | 11 763 | ФСД |
14 | Тверская область | 11 992 | ФСД |
15 | Тульская область | 12 239 | ФСД |
16 | Ярославская область | 11 868 | ФСД |
17 | Москва | 16 257 | РСД |
18 | Московская область | 14 858 | РСД |
Северо-Западный федеральный округ | |||
19 | Республика Карелия | 15 374 | РСД |
20 | Республика Коми | 15 158 | РСД |
21 | Архангельская область | 14 341 | РСД |
22 | Ненецкий а.о. | 23 063 | РСД |
23 | Вологодская область | 12 486 | РСД |
24 | Калининградская область | 12 733 | РСД |
25 | г. Санкт-Петербург | 12 981 | РСД |
26 | Ленинградская область | 12 733 | РСД |
27 | Мурманская область | 20 188 | РСД |
28 | Новгородская область | 12 116 | ФСД |
29 | Псковская область | 12 239 | ФСД |
Северо-Кавказский федеральный округ | |||
30 | Республика Дагестан | 11 250 | ФСД |
31 | Республика Ингушетия | 11 621 | ФСД |
32 | Кабардино-Балкарская Республика | 13 228 | РСД |
33 | Карачаево-Черкесская Республика | 11 374 | ФСД |
34 | Республика Северная Осетия-Алания | 11 127 | ФСД |
35 | Чеченская Республика | 11 868 | ФСД |
36 | Ставропольский край | 11 127 | ФСД |
Южный федеральный округ | |||
37 | Республика Адыгея | 10 632 | ФСД |
38 | Республика Калмыкия | 11 744 | ФСД |
39 | Краснодарский край | 11 868 | ФСД |
40 | Астраханская область | 11 992 | ФСД |
41 | Волгоградская область | 10 660 | ФСД |
42 | Ростовская область | 11 621 | ФСД |
43 | Республика Крым | 11 992 | ФСД |
44 | г. Севастополь | 12 486 | РСД |
Приволжский федеральный округ | |||
45 | Республика Башкортостан | 11 990 | ФСД |
46 | Республика Марий Эл | 10 879 | ФСД |
47 | Республика Мордовия | 11 021 | ФСД |
48 | Республика Татарстан | 10 508 | ФСД |
49 | Удмуртская Республика | 11 003 | ФСД |
50 | Чувашская Республика | 10 632 | ФСД |
51 | Кировская область | 11 358 | ФСД |
52 | Нижегородская область | 11 621 | ФСД |
53 | Оренбургская область | 10 755 | ФСД |
54 | Пензенская область | 10 660 | ФСД |
55 | Пермский край | 11 374 | ФСД |
56 | Самарская область | 11 621 | ФСД |
57 | Саратовская область | 10 385 | ФСД |
58 | Ульяновская область | 11 003 | ФСД |
Уральский федеральный округ | |||
59 | Курганская область | 11 621 | ФСД |
60 | Свердловская область | 12 116 | ФСД |
61 | Тюменская область | 12 363 | ФСД |
62 | Челябинская область | 11 808 | ФСД |
63 | Ханты-Мансийский а.о.-Югра | 16 951 | РСД |
64 | Ямало-Ненецкий а.о. | 17 994 | РСД |
Сибирский федеральный округ | |||
65 | Республика Алтай | 11 621 | ФСД |
66 | Республика Тыва | 12 486 | РСД |
67 | Республика Хакасия | 12 610 | РСД |
68 | Алтайский край | 12 065 | ФСД |
69 | Красноярский край | 13 722 | РСД |
70 | Иркутская область | 13 105 | РСД |
71 | Кемеровская область | 11 250 | ФСД |
72 | Новосибирская область | 12 666 | РСД |
73 | Омская область | 11 348 | ФСД |
74 | Томская область | 12 441 | РСД |
Дальневосточный федеральный округ | |||
75 | Республика Бурятия | 13 475 | РСД |
76 | Республика Саха (Якутия) | 18 667 | РСД |
1 зона: 21 840 | |||
2 зона: 18 294 | |||
77 | Приморский край | 14 711 | РСД |
78 | Хабаровский край | 16 486 | РСД |
79 | Амурская область | 14 660 | РСД |
80 | Забайкальский край | 14 464 | РСД |
81 | Камчатский край | 22 694 | РСД |
82 | Магаданская область | 21 511 | РСД |
83 | Сахалинская область | 16 813 | РСД |
84 | Еврейская авт.обл. | 17 148 | РСД |
85 | Чукотский а.о. | 30 906 | РСД |
86 | г.Байконур | 12 363 | ФСД |
87 | Донецкая Народная Республика | 9 643 | ФСД |
88 | Луганская Народная Республика | 9 643 | ФСД |
89 | Запорожская область | 10 014 | ФСД |
90 | Херсонская область | 10 014 | ФСД |
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Можно будет делить отчисления на дополнительную пенсию с нанимателем
С 1 октября 2022 года работники смогут отчислять до 10% заработка на формирование накопительной пенсии. Это было и раньше, но популярностью такой вариант не пользовался: на пенсии копили не более 5% работников. Сейчас такое решение останется добровольным, но с оговоркой: в этом случае работодатель должен будет также переводить деньги на пенсионный счёт работника. Нагрузка для нанимателя не должна увеличиться: дополнительные проценты будут высчитывать из обязательных страховых взносов за работника (они составляют 28%).
Ограничений для механизма всего три:
- до пенсии по возрасту вам должно оставаться не менее трёх лет;
- переводить можно не более 10% от заработка;
- работодатель в любом случае переводит не более 3% от зарплаты работника.
Величину платежей выбирает будущий пенсионер. Если эта сумма в общей сложности составит до 6% заработка, то работник и наниматель платят одинаково. Всё, что выше, платит сам работник. То есть если работник решил платить 4%, тогда наниматель платит 3%. Если работник платит 2%, то наниматель тоже платит 2%. Максимальная выплата будет такой: 10% от зарплаты — с работника, 3% — с нанимателя. Итого 13% от заработка.
По достижении пенсионного возраста застрахованное лицо получает вдобавок к основной пенсии ещё и дополнительную, однако не постоянно, а в течение 5 или 10 лет (на выбор).
Делают ли военнослужащие отчисления в ФСЗН и могут ли получать и денежное довольствие, и пенсию?
Обычные пенсионеры получают пенсию из Фонда соцзащиты, который пополняется за счет взносов работающих людей. Работодатели перечисляют в фонд 34% зарплатного фонда, еще 1% вычитается непосредственно из зарплат работников. У военных все устроено по-другому.
В Беларуси военнослужащие освобождены от уплаты страховых взносов с денежного довольствия, поясняет Игорь Можиловский.
— Военнослужащие в силу их особого правового статуса, основанного на конституции, не участвуют в отношениях по государственному социальному страхованию: они не отнесены ни к одной из категорий плательщиков обязательных страховых взносов — ни к лицам, подлежащим обязательному государственному социальному страхованию, ни к тем, кто имеет право участвовать в таких правоотношениях. Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсий военнослужащим, осуществляется за счет средств госбюджета, — говорит Игорь Можиловский.
Все это означает, что для военных и силовиков не существует такого понятия, как страховой стаж (под ним понимаются периоды работы с уплатой страховых взносов). Для них значение имеет в первую очередь выслуга лет.
— Минимальный страховой стаж работы для граждан является одним из условий для приобретения права на пенсию по возрасту, равно как и минимальная выслуга лет на военной службе дает право военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, на назначение пенсии за выслугу лет, — комментирует Игорь Можиловский.
К слову, именно из-за этого у военных и силовиков, не заработавших пенсию за выслугу лет, есть риск оказаться в так называемой пенсионной ловушке. Если военнослужащий отслужил, к примеру, 15 лет и уволился из войск, то получать пенсию за выслугу лет он не сможет, а эти 15 лет при этом не будут включаться в его страховой стаж.
Поэтому два года назад минимальный страховой стаж для тех, кто отслужил в военных или военизированных организациях не менее 10 лет, уменьшили до 10 лет (для всех остальных в этом году он составляет 17 лет).
Экономист: «Не для всех силовиков обоснован ранний выход на пенсию»
Старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Лев Львовский уверен, что некоторые профессиональные задачи можно выполнять только в относительно молодом возрасте, а потому для таких специалистов ранний выход на пенсию вполне обоснован.
— В первую очередь речь идет о профессиях, где требуется физическая сила, выносливость, скорость реакции. Например, пожарному в 50 лет уже тяжело лезть в огонь. То же самое касается военных, особенно некабинетных, а также сотрудников МВД, которые выполняют непосредственную работу «в поле», например участковых. К некоторым другим силовым органам это относится в меньшей степени. Скажем, КГБ в основном занимается кабинетной работой. Труд следователей тоже в первую очередь интеллектуальный, — рассуждает Лев Львовский. — Для них ранний выход на пенсию не совсем обоснован, но как получилось, что у них есть такая льгота? Государство часто опирается на силовые органы и потому дает им больше преференций и бонусов: относительно хорошая зарплата, ранний выход на пенсию, какой-то дополнительный соцпакет.
По мнению Льва Львовского, в том, что многие военные и силовики после выхода на пенсию продолжают работать и одновременно получают пенсию, нет ничего плохого.
— В военную карьеру нужно серьезно вкладываться. Вместе с тем в какой-то момент человеку становится слишком тяжело выполнять свои функции, и потому продолжать эту карьеру нецелесообразно. Просто выкинуть человека на улицу нельзя, так что единственный выход из ситуации — это пенсия. Это не означает, что его жизнь закончена. Этот человек еще не старый, а у нас есть много работ, где не требуется молодость. Но поскольку он инвестировал много времени и сил в другую карьеру, ему, конечно, будет сложнее найти новую работу и хорошо устроиться. Поэтому выплату пенсий таким людям я бы воспринимал как компенсацию за то, что им приходится начинать альтернативную карьеру в достаточно позднем возрасте, — считает Лев Львовский.
Эксперт говорит, что размер пенсий военных «не должен вызывать удивление и социальный протест».
— Нельзя сказать, что государство засыпает военных пенсионеров золотом. Даже 640 рублей — это значительно меньше, чем средняя зарплата. Проблема не в том, что у некоторых военных пенсии больше средних по стране, а в том, что средняя пенсия у нас в принципе слишком маленькая, — говорит Лев Львовский.
Несколько видов белорусских пенсий
В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:
- Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
- Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
- Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
- Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
- Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.
Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.
Главное о повышении пенсий в 2023 году
Подведем итоги.
1 Страховая пенсии неработающим пенсионерам с 1 января 2023 года проиндексирована на 4,8%.
2 ЕДВ, НСУ и другие выплаты для федеральных льготников в 2023 году увеличатся с 1 февраля на уровень инфляции, то есть 11,9% (прогноз).
3 Социальные пенсии с 1 апреля 2023 года повысятся примерно на 3,3% (прогноз).
54 С августа 2023 года пенсионеры, работавшие в 2022 году, получат перерасчет страховой пенсии на величину не более 370 руб.
5 С октября 2023 года прибавку должны были получить пенсионеры силовых ведомств — вооруженных сил, МВД и др. Процент прибавки пока не обнародован.
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.
Индексация надбавок к военной пенсии
Помимо самой пенсии, для военных пенсионеров предусмотрены определенные социальные надбавки. Их размер исчисляется в зависимости от величины социальной пенсии по старости, установленной Правительством РФ на конкретный период.
Ежегодно с 1 апреля соцпенсию индексируют, за счет чего увеличиваются и надбавки военным пенсионерам.Например, с 1 апреля 2023 года социальные пенсии планируют повысить на 3,3%. Следовательно, надбавки для военных тоже увеличатся на 3,3% с 01.04.2023 г.
За счет проведения индексации (предварительно на 3,3% с 1 апреля) пенсионные доплаты изменятся следующим образом:
- надбавка за иждивенца вырастет с 2215,95 до 2289,07 руб.;
- инвалидам 1 группы — с 6924,83 до 7153,35 руб.;
- военнослужащим, ставшим инвалидами из-за военной травмы:
- 1 группы — с 20774,49 до 21460,05 руб.;
- 2 группы — с 17312,08 до 17883,38 руб.;
- 3 группы — 12118,45 до 12518,36 руб.;
- ветеранам боевых действий — с 2215,95 до 2289,07 руб. и так далее.
В рамках индексации на 11,9% с 1 февраля 2023 года увеличится денежный эквивалент набора социальных услуг. Стоимость НСУ теперь будет составлять 1469,74 руб.
Если человек пользуется гарантированным ему соцпакетом, стоимость НСУ вычтут из суммы ЕДВ. Такой же порядок применяется и при частичном отказе от соцуслуг, когда какие-то из предусмотренных льгот предоставляются в натуральной форме, а взамен остальных перечисляется денежная компенсация. В этом случае из полной суммы ЕДВ вычтут только денежный эквивалент фактически предоставляемых услуг:
- 1132,03 руб. — за лекарственные средства;
- 175,12 руб. — за путевки на санаторно-курортное лечение;
- 162,59 руб. — за бесплатный проезд на ж/д транспорте.