Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коды бюджетной классификации (КБК) на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
КБК в платежке имеет вид специального цифрового кода, обозначающего доходную и расходную части бюджета. Бухгалтерам предприятий приходится часто сталкиваться с такими реквизитами, но не все понимают значение каждой части кода в определенной зашифрованной последовательности.
Сравнение старых и новых КБК по страховым взносам
Для вашего удобства далее приводим таблицу, в которой сравниваются старые и новые КБК, действующие с 8 января 2023 года:
Вид платежа | Прежний КБК (отменен с 8 января) | Новый КБК |
Для тех, кто выплачивает вознаграждение физлицам | ||
Пенсионные взносы на выплату страховой пенсии | 182 1 02 02010 06 1010 160 | 182 1 02 01010 01 1000 160 |
Пенсионные взносы на выплату накопительной пенсии | 182 1 02 02020 06 1000 160 | |
Пенсионные взносы по доптарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 1) | Тариф зависит от результатов спецоценки условий труда (СОУТ)
182 1 02 02131 06 1020 160 |
Тариф зависит от результатов СОУТ
182 1 02 04010 01 1020 160 |
Тариф не зависит от результатов СОУТ
182 1 02 02131 06 1010 160 |
Тариф не зависит от результатов СОУТ
182 1 02 04010 01 1010 160 |
|
Пенсионные взносы по доптарифу за застрахованных лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ (список 2) | Тариф зависит от результатов СОУТ
182 1 02 02132 06 1020 160 |
Тариф зависит от результатов СОУТ
182 1 02 04020 01 1020 160 |
Тариф не зависит от результатов СОУТ
182 1 02 02132 06 1010 160 |
Тариф не зависит от результатов СОУТ
182 1 02 04020 01 1010 160 |
|
Взносы «на травматизм» | 393 1 02 02050 07 1000 160 | 797 1 02 12000 06 1000 160 |
Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | 182 1 02 02090 07 1010 160 | 182 1 02 01020 01 1000 160 |
Медицинские взносы | 182 1 02 02101 08 1013 160 | 182 1 02 01030 01 1000 160 |
Для ИП и прочих «частников» | ||
Пенсионные взносы в фиксированном размере на выплату страховой пенсии | 182 1 02 02140 06 1000 160 | с доходов:
– не превышающих 300 тыс. руб. в год 182 1 02 02010 01 1000 160; – превышающих 300 тыс. руб. в год 182 1 02 03000 01 1000 160 |
Пенсионные взносы в фиксированном размере на выплату накопительной пенсии | 182 1 02 02150 06 1000 160 | |
Медицинские взносы | 182 1 02 02103 08 1000 160 | 182 1 02 02020 01 1000 160 |
Значение в платежном документе
В графе «Получатель» есть поле, в котором необходимо указать код из 20 цифр. Так указывается путь и назначение перечисляемых средств. Это поле прономеровано под графой 104.
Если бухгалтер допустил ошибку и перечислил деньги не на тот счет, то согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налог или сбор все равно считаются оплаченными. Главное, своевременно обратиться с заявлением о корректном перераспределении средств. Иногда плательщики сталкиваются с начислением штрафа и пени, так как вовремя не обратили внимание на неверный код в платежке.
КПК и КНП по налогам для ИП
Разберем для начала основные КБК и КНП на 2020 год для оплаты налогов по ИП.
У многих наших читателей были вопросы в частности по ОСМС.
Налоги за ИП + за сотрудника | КБК | КНП |
ИПН — подоходный налог | 101202 | 911 |
СН — Социальный налог | 103101 | 911 |
ОПВ — пенсионный взносы | 901101 | 010 |
СО — социальные отчисления | 902101 | 012 |
ОСМС — медицинское страхование | 904101 | 122 |
ОСМС за сотрудника | 904101 | 121 |
ВОСМС за сотрудника | 904101 | 122 |
ИПН за сотрудника | 101201 | 911 |
Что изменили в 2022 году
С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.
С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:
- 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
- 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
- 256 — перечисление средств международным государствам.
Назначение | Обязательный платеж | Пени | Штраф |
С реализации в России | 182 1 03 01000 01 1000 110 | 182 1 03 01000 01 2100 110 | 182 1 03 01000 01 3000 110 |
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза – через налоговую инспекцию | 182 1 04 01000 01 1000 110 | 182 1 04 01000 01 2100 110 | 182 1 04 01000 01 3000 110 |
При импорте товаров – на таможне | 153 1 04 01000 01 1000 110 | 153 1 04 01000 01 2100 110 | 153 1 04 01000 01 3000 110 |
Назначение | Обязательный платеж | Пени | Штраф |
По имуществу организаций, не входящему в Единую систему газоснабжения | 182 1 06 02010 02 1000 110 | 182 1 06 02010 02 2100 110 | 182 1 06 02010 02 3000 110 |
По имуществу организаций, входящему в Единую систему газоснабжения | 182 1 06 02020 02 1000 110 | 182 1 06 02020 02 2100 110 | 182 1 06 02020 02 3000 110 |
КБК на 2022 год по Акцизам
Вид акциза | КБК | ||
Акциз | Пени | Штрафы | |
На электронные системы доставки никотина производства РФ |
182 1 03 02360 01 0000 110 |
1 03 02360 01 2100 110 |
1 03 02360 01 3000 110 |
На никотиносодержащие жидкости производства РФ |
182 1 03 02370 01 0000 110 |
1 03 02370 01 2100 110 |
1 03 02370 01 3000 110 |
На табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания производства РФ |
182 1 03 02380 01 0000 110 |
1 03 02380 01 2100 110 |
1 03 02380 01 3000 110 |
КБК по Патенту в 2022 году
Платеж | Код для налога | Код для пени | Код для штрафа |
налог в бюджеты городских округов | 182 1 05 04010 02 1000 110 | 182 1 05 04010 02 2100 110 | 182 1 05 04010 02 3000 110 |
налог в бюджеты муниципальных районов | 182 1 05 04020 02 1000 110 | 182 1 05 04020 02 2100 110 | 182 1 05 04020 02 3000 110 |
налог в бюджеты г. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя | 182 1 05 04030 02 1000 110 | 182 1 05 04030 02 2100 110 | 182 1 05 04030 02 3000 110 |
налог в бюджеты городских округов с внутригородским делением | 182 1 05 04040 02 1000 110 | 182 1 05 04040 02 2100 110 | 182 1 05 04040 02 3000 110 |
в бюджеты внутригородских районов | 182 1 05 04050 02 1000 110 | 182 1 05 04050 02 2100 110 | 182 1 05 04050 02 3000 110 |
Почему меняются коды бюджетной классификации?
Большинство предпринимателей негодуют, почему коды КБК так часто меняются и почему государство не установит единые коды раз и навсегда.
Напротив, Министерство финансов каждый год тем или иным образом меняет коды КБК. По причине того, что у предпринимателей и бухгалтеров не всегда есть возможность отслеживать изменения кодов, они вынуждены платить КБК пени. Для того, чтобы в отчетный период не сломать голову где взять актуальный код КБК, необходимо постоянно следить за изменениями.
Основные версии, почему меняются коды КБК:
- Выгодно иметь в бюджете «подвешенные» средства. Чем больше поступлений прошли по неверным кодам, тем больше окажется свободных денег. Пока выясняется, куда их перенаправить, можно воспользоваться этими средствами (в масштабах страны это крупные денежные суммы).
- Пополнение бюджета через начисление штрафов и пеней. Предприниматели отправляют платежи по уже недействующим КБК и получают штрафы.
- Несогласованность двух организаций: Минфина, который присваивает коды, и Минюста, утверждающего их.
- Изменения внутри государственных структур. Учитывая, что КБК напрямую связаны с государственным сектором, любые изменения в этой системе ведут к изменениям кодов.
Плательщикам было бы проще осуществлять выплаты, если бы кодированием платежа занимались сотрудники казначейства. Но на сегодняшний день ситуация такова, что этот труд возложен на плательщиков, и они никак не могут отказаться от кодирования, иначе будут платить штрафы.
Структура страховых взносов по классификатору
Поняв, что обозначают цифры в кодах, будет легче ориентироваться при перечислении платежей. Например, какой налог-2021 в расшифровке КБК 18210202010061010160:
- первые 3 цифры из части I структуры (182) указывают, что платеж необходимо перечислять в ФНС;
- цифры 4 и 5, 6 (1 02) из частей II и III часто объединяют, они обозначают, что это налоговый доход — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- цифры 7, 8 и 9, 10, 11 (02 010) из частей IV и V более глубоко раскрывают понятие платежа — пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии;
- 12, 13 (06) цифры из части VI показывают, что доход зачисляется в ПФР;
- 14–17 (1010) из части VII конкретизируют расчетный период и принадлежность к налоговым доходам — с 01.01.2017 (с 2017 года цифры 16 и 17 в коде изменились по сравнению с ранними периодами);
- 18, 19 (160) из части VIII соответствуют страховым взносам.
Итак, объединив в единое целое, получаем, что КБК 18210202010061010160 — это страховые взносы на ОПС в РФ, перечисляемые в ПФР РФ на выплату страховой пенсии за периоды начиная с 01.01.2017.
Теперь рассмотрим код 18210202140061110160. Отличаются Y (140) и YII (1110) части: данные цифры обозначают платеж в фиксированном размере и расчетный период. При расшифровке КБК 18210202140061110160 мы придем к выводу, что это страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР РФ на выплату страховой пенсии. Данный код классификации используют ИП при оплате взносов на ОПС за себя с 01.01.2017.
С 23.04.2018 действует один код 18210202140061110160 при перечислении ИП фиксированных платежей на ОПС независимо от размера выручки (до или свыше 300 тыс. руб.).
Часть 3: код программ доходов бюджетов с 14 по 17 разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, т.е. состоящий из 4-х знаков
Программа — занимает 14-17 разряды КБК, который используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней и денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору). Код программ доходов бюджетов (14 — 17 разряды) состоит из 4-х знаков.
Классификация программ доходов кодируется четырьмя знаками, из которых первый знак кода программ используется для раздельного учета сумм налога (сбора), пеней, денежных взысканий (штрафов) по данному налогу (сбору), поэтому в 14−17 разрядах КБК следует указывать:
- 1000 — при уплате налогов, сборов, взносов (включая перерасчеты, недоимку и задолженность);
- 2000 — пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
- 3000 — суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующим налогам, сборам, взносам.
- 2000 — пени и проценты по соответствующим налогам, сборам, взносам;
Так, например:
- КБК для налога по налогу на прибыль в федеральный бюджет — 182-1-01-01-011-01-1000-110
- КБК для пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет — 182-1-01-01-011-01-2000-110
- КБК для штрафа по налогу на прибыль в федеральный бюджет — 182-1-01-01-011-01-3000-110
Денежные средства, которые мы платим государству, поступают изначально в управление федерального казначейства (УФК). Например, так происходит при оплате налогов, штрафов ГИБДД, различных госпошлин. На основании кода бюджетной классификации управление определяет назначение платежа и производит распределение средств.
С помощью КБК можно узнать, из какого субъекта РФ и подразделения перечислены денежные средства в бюджет. Таким образом государство контролирует поступление налогов и сборов. КБК помогает сравнивать динамику доходов и расходов за определенный период. На основании этих данных формируется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет.
Благодаря КБК собирается и обрабатывается статистическая информация о денежных потоках по отраслям экономики. Кроме того, с помощью него можно отследить текущую ситуацию в государственной казне.
КБК для уплаты налога на имущество организаций для юрлиц
Расшифровка кода | Код бюджетной классификации |
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) | 182 1 06 02010 02 1000 110 (оригинальный код) 18210602010021000110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (пени по соответствующему платежу) | 182 1 06 02010 02 2100 110 (оригинальный код) 18210602010022100110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (проценты по соответствующему платежу) | 182 1 06 02010 02 2200 110 (оригинальный код) 18210602010022200110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации) | 182 1 06 02010 02 3000 110 (оригинальный код) 18210602010023000110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) | 182 1 06 02021 02 1000 110 (оригинальный код) 18210602021021000110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения (пени по соответствующему платежу) | 182 1 06 02021 02 2100 110 (оригинальный код) 18210602021022100110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения (проценты по соответствующему платежу) | 182 1 06 02021 02 2200 110 (оригинальный код) 18210602021022200110 (сокращенный код) |
Налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения (суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации) | 182 1 06 02021 02 3000 110 (оригинальный код) 18210602021023000110 (сокращенный код) |
Новшества в КБК с 2021 года
С 2021 года учреждения ожидает ряд новшеств в части применения КБК.
Новый порядок применения КБК
В настоящее время при выборе составных частей КБК (КВР, КВД, целевых статей и т. д.) учреждения руководствуются общим порядком, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н (далее — Порядок N 85н).
Дополнительно для федеральных учреждений утверждены таблицы составных частей бюджетной классификации приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н (далее — Порядок N 207н).
С 2021 года этот расклад несколько меняется.
Во-первых, на смену Порядку N 207н приходит новый порядок. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 99н , которым утверждается этот порядок, сейчас находится на регистрации в Минюсте России. Его можно найти на официальном сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации» (см. также письмо Минфина России от 26.06.2020 N 02-05-10/55398).
Однако новый порядок будут применять не только федеральные учреждения. Ряд приложений к новому порядку будут применять учреждения всех уровней бюджетов:
- коды видов доходов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы подвидов доходов бюджетов согласно (приложение N 1);
- коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующие им коды аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов (приложение N 5).
Ранее данные таблицы содержались в Порядке N 85н. В порядок N 85н также вносятся изменения. Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н, вносящий изменения, также находится на регистрации в Минюсте и размещен на сайте Минфина России. В частности, будут исключены приложения, перенесенные в новый Порядок N 99н.
Новые КВР
С 2021 года планируется применение новых кодов бюджетной классификации. Это следует из Сопоставительной таблицы изменений единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2020 году, к применяемым в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов (Информация Минфина России от 27.07.2020, размещена на официальном сайте Минфина России в рубрике «Бюджет», подрубрике «Бюджетная классификация Российской Федерации»).
Порядок применения новых КВР пока не описан. Однако предварительно о порядке применения КВР можно сделать вывод из Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов по кодам классификации расходов бюджетов (подготовлен Минфином России 20.07.2020).
Приведем новые КВР в таблице:
Новые КВР 2021 года | Комментарий |
246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» | Выделяется из КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Для получателей бюджетных средств федерального уровня отнесение расходов на КВР 246 будет осуществляться на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих в сфере информационных технологий, и правовых актов Минкомсвязи |
247 «Закупка энергетических ресурсов» | Выделяется из КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Будет применяться в целях обособления информации о планировании и исполнении расходных обязательств на оплату потребления энергетических ресурсов ( закупку энергетических ресурсов, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии, природного газа, включая сопутствующие услуги по передаче таких энергетических ресурсов) |
614 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» | По данным КВР отражаются бюджетные ассигнования на предоставление субсидий в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного социального заказа на оказание государственных услуг в социальной сфере в соответствии со статьей 78.4 БК РФ и Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»: КВР 614 — для субсидий бюджетным учреждениям; КВР 624 — для субсидий автономным учреждениям; КВР 635 — для субсидий некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений); КВР 816 — для субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг |
624 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» | |
635 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» | |
816 «Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» |
Некорректно применен КВР при перечислении удержаний?
При перечислении удержания бухгалтеру государственного либо муниципального учреждения необходимо в отчетах и квитанциях указывать тот код видов расходов, за счет которого была начислена та или иная выплата. Такая специфика обуславливается тем, что удержание является частью выплат, которые организация обязана перечислять в государственный бюджет либо другому лицу.
Так, например, работнику организации, который платит алименты, предоставляется право заключить с руководством специальный гражданско-правовой договор на оказание соответствующей услуги. В последствие этого деньги будут удерживаться по КВР 111 или КВР 244. По коду 119 (КОСГУ 213) должны проводить деньги НДФЛ, которые удерживаются из заработной платы работников учреждений при оплате больничного, оплачиваемого ФСС.
Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 226 НК РФ, при осуществлении выплат физическому лицу зарплаты в натуральной форме необходимо удерживать НДФЛ за счет разных расходов. В отчетах их указывают по КБК, которые указываются при начислении тех или иных выплат.
Налогоплательщики (организации и физические лица) пополняют бюджет, когда платят законом установленные налоги. Налогово-бюджетная политика государства состоит в манипулировании налогами и государственными расходами. Для классификации финансовых потоков с целью управления ими используют КБК.
Итак, КБК – это код. В нем зашифровано назначение поступающих в бюджет средств и, соответственно, производимых расходов.
Бюджетные поступления учитываются раздельно в соответствии с КБК и ОКАТО (классификатор объектов административно-территориального деления). С помощью кода можно отследить путь любой суммы, попавшей в бюджет: из какого региона и какой организации был произведен платеж. На каком основании и куда перенаправлен. Таким образом осуществляется государственный контроль за поступлением налогов и сборов по подконтрольным территориям, собирается и обрабатывается статистическая информация о бюджетных потоках по отраслям экономики.
Очевидно, что разные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним имеют разные КБК. Но система кодов бюджетной классификации на всей территории страны едина.
Условно коды бюджетной классификации можно разделить на четыре крупных блока:
- бюджетные расходы;
- бюджетные доходы;
- источники финансирования;
- источники для снижения дефицита бюджета.