Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роструд Не Знает Как Проводить Инструктаж Водителям, а Вы Знаете?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Что нужно успеть до 27 сентября
27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.
До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:
- разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
- разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
- внеплановый инструктаж по охране труда;
- внеочередную проверку знаний по охране труда.
Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда
В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.
В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.
На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.
1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.
1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.
1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— выполнять только ту работу, которую поручили;
— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;
— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;
— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— применять средства индивидуальной защиты;
— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:
— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;
— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;
— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;
— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;
— повышенного уровня шума на рабочем месте;
— повышенного уровня вибрации;
— недостаточной освещенности рабочей зоны;
— нервно-психических перегрузок.
1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Перчатки с точечным покрытием | 12 пар |
Перчатки резиновые или из полимерных материалов | дежурные |
Жилет сигнальный 2 класса защиты | 1 |
4.1. При несчастном случае:
— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:
— приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;
— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
4.4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
— принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
— в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
4.5. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Как точно соблюсти периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда?
Законодательство требует проводить повторный инструктаж по охране труда с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев. Это означает, что если первое повторное инструктирование в году было проведено 1 января, то второе должно быть организовано не позднее 1 июля. На практике бывает сложно организовать инструктирование в формате «день-в-день», поэтому его рекомендуется начинать в 20-х числах последнего месяца периода (в нашем случае – с 20-х числах июня). Можно поступить иначе: установить периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда 1 раз в 5 месяцев. Тогда требования законодательства гарантированно будут соблюдены, а работы инструктирующим лицам добавится немного – всего 1 дополнительное инструктирование в несколько лет.
Кто контролирует своевременность проведения повторных инструктажей по охране труда?
В пределах организации этот вопрос курируют руководители подразделений, комиссия по ОТ, служба ОТ. Внешний контроль осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Можно ли одновременно проводить повторное инструктирование для основных рабочих и первичное – для новичков, если они проводятся по одинаковым инструкциям?
Поскольку повторное инструктирование проводится в том же объеме, что и первичное, его можно проводить одновременно для работников с разным стажем работы при условии, что оно проводится по одинаковой программе. Разными будут только записи, которые будут вноситься в журнал: для вновь принятых работников это будет первичное инструктирование, для остальных – повторное.
Можно ли совмещать повторное инструктирование по ОТ с аналогичным инструктированием по ПБ?
Если сроки проведения обоих инструктажей совпадают, их можно объединить в одно занятие. При этом вычитываются обе программы без сокращений. Записи вносятся в разные журналы.
Если в цеху в отчетном периоде произошел несчастный случай, нужно ли включать информацию о нем в программу повторного инструктирования?
Чтобы проинформировать трудящихся цеха об обстоятельствах и причинах этого несчастного случая, а также о мероприятиях по недопущению подобных НС в дальнейшем, необходимо провести внеплановое инструктирование. Затем следует включить эту информацию в программу первичного и повторного инструктажа для работников определенных специальностей.
Наше подразделение прошло первичное инструктирование в полном составе. Позже сотрудников бухгалтерии освободили от первичных и повторных инструктирований. Относится ли это к тем из них, которых проинструктировали еще до выхода «освобождающего» приказа? Как это оформить в журнале?
После выхода приказа об освобождении сотрудников бухгалтерии от первичного и повторного инструктирования проходить его никто из сотрудников не должен. Чтобы во время проверки по ОТ у инспекторов не возникли вопросы относительно непроведения инструктирования, можно вложить в журнал копию этого приказа. Пометок на страницах журнала лучше не делать, поскольку в типовых формах это не предусмотрено.
Нужно ли организовывать повторное инструктирование для работников, которые работают по гражданско-правовым договорам?
Если эти трудящиеся проходили первичное инструктирование, то не реже, чем 1 раз в полгода они должны проходить и повторное. Если же перед началом работ с ними было проведено целевое инструктирование, то организовывать повторное нет необходимости.
Из этой статьи вы узнали все о повторных инструктажах по охране труда: периодичность проведения повторного инструктажа, кто его проходит и кто от него освобожден, какие вопросы освещаются в ходе инструктирования, в каких случаях и в каком порядке периодичность проведения повторного инструктажа по охране труда может быть увеличена, ответы на частые вопросы.
Сезонный инструктаж по безопасности дорожного движения
Сезонный инструктаж по БДД проводят со всеми водителями два раза в год: в весенне-летний и осенне-зимний периоды. Например, в апреле–мае и октябре–ноябре.
Кто проводит
Непосредственный руководитель водителя (начальник автоколонны) в сроки, установленные работодателем.
О чем инструктировать
- Особенности эксплуатации и управления транспортными средствами в весенне-летний и осенне-зимний периоды.
- Обеспечение безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.
Это указано в пункте 20 Правил от 15 января 2014 г. № 7.
С какой периодичностью проводить
Каждый вид инструктажа по охране труда имеет свой срок проведения:
Вид инструктажа | Описание |
Вводный и первичный | Сразу после трудоустройства без дальнейшего повтора. Исключение – когда сотрудник меняет работу на не свойственную той, которую выполнял ранее (перевод в другой цех, подразделение, повышение по службе). |
Повторный | Для всех категорий сотрудников не реже, чем каждые полгода. В отдельных случаях такой инструктаж необходимо проводить либо чаще (раз в 3 месяца), либо реже (раз в год). Это зависит от условий производства. |
Внеплановый и целевой | Исходя из ситуации, которая сложилась. Обычно эти виды инструктажей напрямую связанны с какими-то неприятными событиями, либо необходимостью выполнения дополнительных работ (нагрузок). |
Срок в полгода для повторного инструктажа определен не случайно. Практика показывает, что именно после истечения этого строка у труженика начинается «привыкание» к однотипной работе, вследствие чего снижается реакция на нестандартные опасные факторы, а также любые типы новшеств, что внедряются на производстве.
Добавьте к этому и сезонность – условия работы в летний и зимний период обычно кардинально отличаются, за счет изменения температурного режима. А держать в памяти объем знаний, которыми ты сможешь воспользоваться только через полгода, многие считаю излишеством. Поэтому, одна из ключевых целей повторного инструктажа, это обновление в памяти недостающих пробелов безопасного труда на предприятии.
Теперь касательно увеличенных, либо уменьшенных периодов проведения повторных инструктажей.
Что должна содержать инструкция по охране труда водителя
До того, как начинается инструктаж для водителей, каждому человеку дают изучать инструкцию по ОТ. В ней находится информация по охране труда, требования к безопасности в дороге. Там указано, чем должен руководствоваться сотрудник при возникновении нештатных аварийных ситуаций.
В инструкции сказано, что управлять автомобилем могут лица не младше 18 лет, которые имеют водительские права, прошли медицинский осмотр, прослушали вводный и первичный инструктажи, стажировались на рабочем месте, получили соответствующую квалификацию по тарифному квалификационному справочнику, подтвердили, что знают требования ОТ.
Также в документе содержится информация о том, что:
- человек, который своевременно не прошел вновь инструктаж ОТ и ежегодную проверку знаний по ОТ, не может выполнять свою работу;
- сотрудник, который не соблюдает внутренний трудовой распорядок, принятый руководством, не может быть допущен до работы;
- человек должен иметь график труда не более 40 часов в 7 дней. При этом продолжительность одного дня работы или смены должны быть определена правилами по внутреннему трудовому распорядку или штатному расписанию, которое утвердил работодатель, согласовывая его с профсоюзом;
- выполняя свою работу, водитель машины может быть подвержен воздействию опасных и вредоносных факторов в виде токсичных веществ, этилированного бензина, выхлопных газов и прочего;
- оборудование с инструментами и приспособлениями, если их неправильно использовать, может привести к получению серьезных травм;
- водитель, управляющий машиной, обязан соблюдать правила пожарной безопасности. Если он курящий, то курить должен только в специально отведенных для этого местах;
- водитель должен устранить собственными силами замеченную неисправность автомобиля во время совершения работы, например, поломку крепления, или позвонить руководителю предприятия, вызвав техническую бригаду на помощь;
- если два водителя направляются работать на одном автомобильном средстве, то руководством назначается старший водитель. Именно он несет ответственность, чтобы были соблюдены требования безопасности;
- водитель обязуется соблюдать правила личной гигиены.
Сотрудники, которые не желают проходить специальный инструктаж должны быть отстранены от выполнения своих профессиональных обязанностей с последующими материальными и дисциплинарными взысканиями до тех пор, пока они не изменят свое отношение к занятиям по безопасному вождению. Период отстранения от работы не оплачивается.
Если же компания выпускает на линию водителя, не прошедшего специального инструктирования, то собственника транспортного средства наказывают в соответствии с пунктом №5 статьи 12.31.1 Административного Кодекса Федерации. Причем, даже в том случае, когда поездка не привела к возникновению аварийных ситуаций.
В соответствии с пунктом № 22 Приказа № 7, при непроведении обучения, а также его нерпохождении, владельцам автомобилей запрещено допускать своих сотрудников к работе на транспортных средствах.
Новые правила о допуске водителей к работе
В сентябре вступают в силу новые правила по охране труда на автомобильном транспорте и программы повышения квалификации для водителей. В статье инструкция, которая поможет обучить работников по новым требованиям. Чтобы не нарушить сроки обучения, воспользуйтесь шаблоном приказа и образцом программы первичного инструктажа на рабочем месте для водителей, которую редакция разработала на основе новых правил.
Что нужно успеть до 27 сентября? 27 сентября 2022 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей.
Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.
Инструктажи для водителей автомобилей
В этом документе, в пунктах с 16 по 23 подробно прописана вся необходимая информация об инструктажах по безопасности дорожного движения:
- о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового обслуживания;
- о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
- о порядке определения полной и осевой массы транспортного средства, о правилах загрузки транспортных средств и проведения весового и габаритного контроля при перевозке грузов.
- о местах стоянки транспортных средств;
- о погодных условиях движения на маршруте;
- о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок пассажиров;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
- о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного средства по независящим от него причинам;
- о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту движения;
17.
Информация, указанная в пункте 16 настоящих Правил, должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового, сезонного, специального инструктажей.
- документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов.
- основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;
- нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок — пассажировместимость);
- общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);
- требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к водителю, осуществляющему деятельность у данного субъекта транспортной деятельности;
- порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
- порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
- особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских перевозок);
- правила внутреннего трудового распорядка;
- при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
- при перевозке детей;
- при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
- протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков
Инструктаж на рабочем месте: периодичность проведения
→ → Обновление: 5 июня 2017 г. Российское законодательство предъявляет обязательное требование к инструктажу на рабочем месте – периодичность проведения.
Регулярное повторение работниками требований в сфере охраны труда необходимо для безопасного ведения работ и исключения несчастных случаев на производстве. Рассмотрим особенности выполнения работодателем обязанности по регулярному проведению инструктажей. Требование о проведении обучения работников правилам охраны труда закреплено в следующих нормативных актах:
- ;
- до 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-90;
- с 1 марта 2017 года — ГОСТ 12.0.004-2015;
- отраслевых актах по охране труда.
Чтобы установить периодичность, рассмотрим вначале виды инструктажей в зависимости от момента проведения обучения:
- вводный – однократно в течение месяца после подписания трудового договора до начала работы;
- первичный на рабочем месте – один раз непосредственно перед тем, как работник начнет работу на новом месте;
- повторный – периодически в целях поддержания знаний, полученных работниками в ходе других инструктажей;
- внеплановый и целевой – в связи с наступлением определенных обстоятельств, а значит, их периодичность будет зависеть от частоты возникновения соответствующих оснований.
Исходя из вышеуказанной информации, можно сделать вывод, что на регулярной основе организуется только повторный инструктаж.
Согласно требованиям , начинающего действовать с весны 2017 года взамен утрачивающего силу ГОСТ 12.0.004-90, инструктаж проводится не реже чем раз в полугодие. Работодатель не вправе самостоятельно увеличивать данный интервал. При этом в случае необходимости обучение (в том числе проверка знаний) может проводиться через меньшие промежутки времени.
Особенности инструктажей по охране труда и периодичность их проведения могут устанавливаться также для конкретных отраслей и организаций в соответствующих отраслевых правилах и инструкциях по охране труда.
Работники, которые освобождаются от повторного инструктажа
Работники, которые освобождаются от повторного инструктажа
Проверка знаний техники безопасности и повторение изученного материала – обязанности руководителя и сотрудников предприятия. Принцип, изложенный в законодательстве, – руководящий обязан обучить своих подчиненных.
Важно! Однако существуют категории работников, которые могут быть освобождены от повторного обучения, к ним относятся:
- Сотрудники, чья производственно-трудовая деятельность не связана с использованием какого-либо оборудования.
- Лица, которые не работают с электрическим / механизированным инструментом.
- Работники, трудовая деятельность которых не связана с использованием и / или хранением материалов, а также сырья.
У работодателя может возникнуть вопрос. Нужно ли проведение повторного инструктажа, например, для офисных работников? Очевидно, что их деятельность не имеет отношения к вышеописанному списку. В законодательстве отсутствует четкое, конкретное разделение на тех, кто должен и кто не должен пройти повторное обучение. Неточность и некая неопределенность этого перечня оставляет вопросы для работодателей. Они имеют право издать приказ, освобождающий некоторых сотрудников от дополнительного инструктирования. Подписывая такой приказ, начальство гарантирует, что трудовая деятельность этих сотрудников является безопасной.
Но если с трудящимися, которые освобождаются от дополнительного обучения, и чьи должности попадают под изданный приказ, что-нибудь случится, то и руководитель, и организация будут нести юридическую ответственность. Будет выплачен денежный штраф, а также предоставлена компенсация и морального, и материального ущерба. Руководитель должен будет заплатить 15-25 тыс. рублей, а предприятие (юридическое лицо) – 110-130 тыс. рублей.