Размер штрафа за пересечение и езду по островку безопасности в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер штрафа за пересечение и езду по островку безопасности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В новых Правилах дорожного движения об островках безопасности сказано мало, а в КоАП вообще нет никаких упоминаний. Однако это не значит, что при проезде этих элементов обустройства дороги нет никаких требований, ограничений и наказаний за нарушения.

Что такое островок безопасности, и как он работает?

Итак, островок безопасности – элемент обустройства автотрассы, который выполняет функции:

  • разделения разнонаправленных дорожных полос или разделения/слияния нескольких автомобильных потоков (выделяется разметкой 1.16.1 – 1.16.3 ПДД);
  • защиты пешеходов, переходящих многополосную дорогу (может быть частью пешеходной «зебры или выделяется бордюром).

Островки могут оборудоваться на проезжей части, разделительной полосе движения, перекрестке с круговым движением, въезде в населенный пункт или пешеходном переходе (регулируемом, нерегулируемом). По ГОСТ они должны иметь длину не менее 1.5 метров и ширину пешеходного перехода.

Дорожная разметка зависит от вида/назначения островка безопасности, размещается в пешеходной зоне, где нет автомобильного движения, и бывает трех видов:

  • 1.16.1 — для разделения транспортных потоков или разнонаправленных полос;

Какой штраф за пересечение и езду по островку безопасности (направляющему островку) в 2021 году

Дорожные службы часто рисуют на асфальте городских магистралей особые зоны, куда запрещен въезд транспорта. Что же произойдет, если автомобиль там все-таки окажется?

Островок безопасности очень соблазнителен для водителей. На нем можно разместиться на время, если не знаешь, куда ехать, и постоять немного, пока не найдешь по электронным картам правильный путь.

На островках безопасности часто встают сломавшиеся машины или просто те водители, которые не могут найти места для парковок. Некоторые стоят там даже в том случае, если на обеих сторонах улицы размещены знаки 3.27 «Остановка запрещена» в виде креста на белом фоне.

Разрешено ли так часто занимать островок безопасности? Разобраться в вопросе помогает член Ассоциации юристов России, партнер юридической Асия Мухамедшина.

Статья по теме Пробка у зебры. Смогут ли камеры адекватно штрафовать за непропуск пешехода

Возможные спорные ситуации и способы их решения

Часто встречающиеся вопросы автолюбителей, связанные с наличием на проезжей части островков безопасности:

  1. Допустима ли остановка на этом участке дороге – нет, не допустима. Зона предназначена исключительно для пешеходов и ограничена сплошной белой линией. При остановке здесь, водитель нарушает сразу два правила: пересекает сплошную и паркуется на «зебре».
  2. Допустимо ли наезжать на подобную разметку в точке слияния потока или останавливаться на ней – нет, не допустимо. Этот участок считается перекрестком, парковка и остановка здесь запрещена. Наезд на остров запрещен из-за наличия сплошной линии на его границе.
  3. Предусмотрено ли наказание за парковку на островке, расположенном вне перекрестка или пешеходного перехода – не предусмотрено. Но инспектор ГИБДД вправе наказать водителя за неправомерное пересечение сплошной разметки.
  4. Предусмотрена ли ответственность для водителя при наезде только одним колесом во время выполнения обгона – да, предусмотрена в ПДД. Камеры автоматической фиксации (а именно они помогают запечатлеть 90% нарушений) настроены таким образом, что считают за нарушение любое пересечение сплошной линии. Поэтому штраф будет назначен.

Каждый участник дорожного движения обязан знать, согласно ПДД, что островок безопасности — это такой участок, который предназначен для пешеходов. Кроме того, он разделяет транспортные потоки, по которым автомобили перемещаются в противоположных направлениях.

Островки безопасности наносятся в виде разметки на дороги. Если пешеход по каким-либо причинам не успел пересечь проезжую часть, он может спокойно дождаться на данном участке благоприятной ситуации для беспрепятственного перехода.

В России островки безопасности встречаются не так часто. Иная ситуация обстоит в европейских странах. Там подобной разметки настолько много, что водители поневоле начинают вести себя более дисциплинированно и соблюдать правила дорожного движения.

Когда можно получить штраф за островок безопасности

Многие водители до сих пор думают, что остановка или стоянка на островке безопасности не является нарушением правил дорожного движения. При этом заезд на подобные «островки» попадает под разные статьи КоАП. Если авто остановилось на разметке – это является нарушением правил остановки-стоянки транспортных средств. А если машина проехала по ней – это нарушение правил расположения на проезжей части или нарушение правил разметки.

Штраф за пересечение островка безопасности положен, если вы решили припарковать автомобиль на таком участке или заблудились и решили остановиться и уточнить маршрут. При возникновении ДТП, в котором никто не пострадал, стоянка на такой разметке также запрещена. Машину нужно убрать как можно скорее либо своим ходом, либо с помощью эвакуатора.

Если же причиной остановки стали вынужденные меры или крайняя необходимость, например, поломка авто, заезд на разметку считается допустимым. При этом водители очень часто жалуются, что с развитием фото- и видеофиксации правонарушений ПДД, они все чаще стали получать штрафы за то, что ремонтировали машину или ждали помощи на вот таких «островках». Многие юристы отмечают, что при предоставлении доказательств экстренной стоянки, полученный штраф легко оспаривается и аннулируется.

В ситуации, когда водитель вынужден по разметке объезжать ДТП, особенно когда другие возможности попасть на нужный съезд заблокированы, пересечение островка безопасности не считается нарушением. Если ответственные лица все-таки не учли обстоятельства и прислали штраф, подобные случаи всегда можно оспорить в суде.

Вернемся к разъяснению, что понятие «Что не запрещено, то разрешено» к Правилам дорожного движения применяться не может. Это отражено и в требованиях к остановке и стоянке.

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Обратите внимание, никаких прямых запретов.

Могут ли на островках стоять полицейские машины?

Наверное, каждый водитель видел, что сотрудники ДПС часто стоят на этих островках безопасности, контролируя дорожное движение. Многие с ревностью задаются вопросом о том, почему же им можно, а обычным автолюбителям нельзя. Давайте разберемся.

В своей деятельности сотрудники ГИБДД руководствуются Административным регламентом, утвержденным Приказом МВД РФ 2022 г. № 664. П. 87 данного документа гласит, что остановка служебного ТС должна производиться с учетом ПДД и принятием мер по обеспечению безопасности участников движения. В то же время пункт 88 регламента говорит о том, что исключения могут устанавливаться, если существует необходимость осуществления регулировочных, распорядительных действий, пресечения правонарушений, предотвращения угрозы причинения вреда здоровью, жизни и (или) имуществу участников движения.

Читайте также:  С какими болезнями не берут при мобилизации и как подтвердить отсрочку?

Несмотря на запрет для транспорта оказываться на участке, выделенном разметками 1.1 и 1.16.1, некоторые водители умудряются заехать туда во время обгона или перестроения. Или переждать, пока на светофоре загорится разрешающий движение сигнал. Им следует знать, что в этих случаях за островок безопасности ПДД штраф может налагаться по двум статьям КоАП:

  • За следование по этому участку водителя накажут по ч.1 ст.12.16. Как минимум он получит предупреждение или заплатит 500 р.
  • За остановку или стоянку на нем последует наказание по ч.1 ст.12.19 Кодекса. Оно то же, что предусмотрено за проезд сквозь эту зону. Но если нарушение совершено в столице или Санкт-Петербурге, штраф увеличится до 2500 р.

Можно ли стоять на островке безопасности

Разграничительная зона обустраивается не только ради того, чтобы выделить полосы для организованного движения автомобилей. Это возможно и без островка безопасности. В самом определении расшифровывается его предназначение. Зона необходима для того, чтобы не успевший пересечь проезжую часть пешеход имел шанс дождаться зеленого сигнала светофора и продолжить следование до тротуара.

Если речь об этой категории участников движения, не стоит сомневаться, можно ли стоять на островке безопасности по ПДД. А в подпункте 4.6 есть прямое требование, как поступать тем, кто находится на проезжей части, когда для машин уже зажегся зеленый сигнал светофора:

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.

Другое дело, когда речь о транспортном средстве. Для него остановка на островке безопасности ПДД не только не предусмотрена, но и запрещена. Прямого указания на этот счет нет. Среди мест, где остановка не может осуществиться, зона безопасности не упоминается. Разве что в случае, когда она располагается на пешеходном переходе. Этот участок, а также пространства на расстоянии 5 м от его краев, внесены в список зон, где ТС не имеют права прерывать или прекращать движение.

Направляющий островок

Помимо участков, выделенных для пешеходов на середине проезжей части, на дорогах бывают еще направляющие островки. Это территории, устроенные для разграничения полос движения в разных направлениях на пересечениях путей или примыкании одного отрезка к другому. Они нужны там, где движение активное, большой поток транспорта. Например, большая часть дороги отводится для следования прямо, а крайний правый ряд остается для тех, кому нужно повернуть направо.

Самого термина «направляющий островок» в ПДД нет. Но он имеется в ГОСТе Р 52766-2007. Там же расписаны особенности устройства направляющих островков. Они выделяются бордюром или линиями разметки. Последняя по ПДД – 1.16.1-1.16.3. И нигде в Правилах не сказано, что эти линии нельзя пересекать. Поэтому когда автомобилиста штрафуют за проезд через направляющий островок или остановку на нем, что бывает нередко, это вызывает возмущение.

Можно ли наезжать на разметку и парковаться

Остановка, стоянка, парковка и даже проезд по островку безопасности запрещен. Нарушение этого правила грозит водителю наказанием:

  • По статье 12.19 КоАП за неправильную парковку и остановку на пешеходном переходе предусмотрен штраф в размере 1000 рублей.
  • По этой же статье автомобиль могут эвакуировать на штрафстоянку, если он припаркован, а водитель отсутствует.
  • По статье 12.19 КоАП за парковку на островке, расположенном на пересечении дорог, оштрафуют на 500 рублей без эвакуации.
  • По статье 12.16 КоАП за пересечение островка безопасности придется заплатить штраф в размере 500 рублей.
Читайте также:  Возврат подоходного налога за лечение

Что это такое? Определение

Постараемся не сыпать юридической терминологией (хоть без нее совсем и не обойтись), а объяснять все простым и доступным большинству языком.

Островок безопасности – это место на разделительной полосе или проезжей части в районе пешеходного перехода, где пешеходы могут дождаться возможности перейти дорогу далее.

Это может быть территория, выделенная только разметкой, или и разметкой, и бордюром (приподнятый островок безопасности). Кроме этого существует ГОСТ Р 52766-2007 (регламентирует элементы обустройства дорог общего пользования), задающий отдельные нормы. О них поговорим ниже подробнее.

Сразу оговоримся, что приподнятые островки, а тем более переходы в местах, оборудованных ограждением, рассматривать не будем. Мало кому придет в голову ездить там или парковаться. Наша дальнейшая задача разобраться с островками, обозначенными только разметкой.

В некоторых случаях водители наезжают на островок, чтобы избежать возникновения ДТП. Как правило, после этого они получают по почте постановление с требованием оплатить штраф. Однако в этом случае вовсе не обязательно расставаться с деньгами. Специалисты рекомендуют обратиться в ГИБДД территориального уровня и изложить свое видение ситуации. Но и в этом случае уполномоченные лица не всегда встают на сторону нарушителя. Это обусловлено тем, что островок безопасности является участком для пешеходов. Избегая ДТП, водитель мог совершить наезд на человека, пересекающего проезжую часть.

Спорной является и ситуация касаемо остановки на островке, находящемся вне перекрестков и пешеходных переходов. В ПДД не написано, что парковаться на данном участке запрещено. Однако при наличии сомнений водителям всегда стоит обращать внимание на разметку. Она всегда сплошная. И ее пересечение категорически запрещено.

Важно знать о том, что в некоторых случаях штрафа можно избежать. Но при этом все аргументы должны быть обоснованными. Если водитель докажет, что островок безопасности размещен таким образом, что его наличие, напротив, значительно увеличивает риск возникновения ДТП, штрафа действительно можно избежать.

Упор на это можно делать при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных пунктов:

Грамотный подход в некоторых случаях поможет избежать штрафа. Однако большее число водителей предпочитает не тратить свое время и расстаться с некоторой суммой денег. В этом случае следует помнить о том, что в первые 20 суток оплатить штраф можно с 50%-ной скидкой.

Движение по трамвайным путям

Одно из частых нарушении ПДД — это объезд пробки по трамвайным путям. Как мы знаем, трамвайные пути не являются проезжей частью. Тем не менее водители получают штраф по статье части 1 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение правил расположения на проезжей части.

12.15.1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней

Как же так, движение вне проезжей части, а штраф за расположение на проезжей части? Все просто, движение по трамвайным путям регламентировано правилами расположения на проезжей части. Расположение за пределами проезжей части, не соответствующее правилам является нарушением.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил.

Это единственное условие движения по трамвайным путям в соответствии с требованиями Правил.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *