Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В 2023 году введут изменения по расчету пенсий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Увеличение трудового и страхового стажа для оформления пенсии
В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.
Изменится минимальный страховой стаж. В прошлом году он составлял 18 лет и 6 месяцев, в 2023 году — 19 лет, а к 2025 году достигнет цифры 20 лет. Этот показатель нужен для назначения трудовой пенсии. В стаж включается только тот отрезок времени, когда гражданин работал, а работодатель за него уплачивал в Фонд социальной защиты населения страховые взносы.
Решением Правительства с 1 января 2023 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рублей. По сравнению с январем 2022-го она увеличилась на 21,2 процента. Как подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, сравнивая с ноябрем прошлого года, минимальная зарплата повысилась на 70,8 рубля, или на 14,7 процента, с январем 2022-го — на 97 рублей, или на 21,2 процента.
Напомним, минимальная заработная плата применяется в качестве низшей границы оплаты труда в отношении всех работников, заключивших трудовой договор. Платить сотрудникам меньше этой суммы организации и предприятия не имеют права. К слову, коллективным договором (соглашением) может быть установлен более высокий размер месячной минимальной зарплаты.
В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий предусматривается направить 3,2 миллиарда рублей, из них 2 миллиарда — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до трех лет. В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет в среднем выплачивается на 228 тысяч детей. Его размер пересчитывается два раза (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.
Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности; пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет; пособие на детей старше трех лет из отдельных категорий семей; пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и другие.
В январе 2023-го единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составило почти 3,4 тысячи рублей, второго и последующих — почти 4,8 тысячи рублей. Пособия выплачиваются на 405 тысяч детей, или каждого четвертого ребенка страны.
на сегодня | на завтра | ||
---|---|---|---|
1 | USD | 2,6320 | +0,0066 2,6386↑ |
1 | EUR | 2,8478 | +0,0193 2,8671↑ |
100 | RUB | 3,8412 | -0,0072 3,8340↓ |
10 | PLN | 6,0647 | +0,0244 6,0891↑ |
100 | UAH | 7,1616 | +0,0180 7,1796↑ |
В 2023 году на финансирование учреждений социального обслуживания, а это 146 территориальных центров соцобслуживания населения и 92 дома-интерната, планируется направить почти Br500 млн. Различные виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания получают более 155 тыс. пожилых людей и инвалидов.
Еще около Br133 млн предусмотрено на финансирование системы государственной адресной социальной помощи. Речь идет об оказании материальной поддержки малообеспеченным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам.
С 2022 года ежегодно выплачивается материальная помощь к празднику 9 Мая ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, пострадавшим от последствий войны. В наступающем году на эти цели запланировано около Br10 млн.
В новом году на обеспечение техническими средствами социальной реабилитации будет направлено более Br60 млн. Такие средства ежегодно получают около 200 тыс. человек.
С 6 января инвалиды смогут самостоятельно приобретать 10 наименований средств реабилитации, а затраты будут компенсироваться государством. В основном это касается тифлотехнических средств, предназначенных для инвалидов с нарушениями зрения и слуха. Также это противопролежневые матрацы и вспомогательные приспособления для одевания, приема и готовки пищи, удовлетворения бытовых и иных потребностей.
При этом для граждан, которые не желают самостоятельно приобретать средства реабилитации, сохраняется право получить их в органах по труду, занятости и социальной защите.
Более того, расширяется перечень категорий инвалидов, которые имеют право на обеспечение средствами реабилитации бесплатно либо на льготных условиях.
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Изменения в ведении книги замечаний и предложений
Одной из новаций стало изменение подхода к установлению обязанности по ведению «жалобной книги». Так, вести ее должны будут организации и ИП, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги в следующих сферах:
- торговля;
- общественное питание;
- бытовое обслуживание;
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- здравоохранение, санаторно-курортное лечение, оздоровление;
- заготовка продукции растениеводства, животноводства, дикорастущей и прочей продукции (приемозаготовительные пункты);
- перевозка грузов, пассажиров, багажа;
- транспортная деятельность;
- банковская, финансовая деятельность, страхование;
- связь;
- культура;
- юстиция.
Также установлена новая форма книги замечаний и предложений. Однако значимых изменений по сравнению с действующей формой в ней нет.
С нового года реализуется и еще одно нововведение, касающееся пенсии, но уже другого вида — по потере кормильца. Законодательство расширяет круг лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Право на такую пенсию предоставляется в двух случаях. Первый — если гражданам по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, но при этом они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами или ремесленниками. Второй случай — если они индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, ремесленники, но на время ухода за ребенком до 3 лет приостановили соответствующую деятельность.
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.
С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.
Повышение пенсионного возраста началось с 1 января 2017 года. В общей сумме его было решено поднять на три года — до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Повышение было постепенным: каждый год с 1 января возраст выхода на пенсию прибавлял по полгода.
— Мы уже упустили момент, когда можно было двигаться по одному или три месяца. Если мы хотим сохранить стабильность в государстве, то сегодня самый небольшой темп, который мы можем себе позволить, — это 6 месяцев, — комментировала такую динамику повышения Марианна Щеткина, занимавшая на тот момент пост министра труда и соцзащиты.
Изначально в Минтруда озвучивали три варианта повышения пенсионного возраста. Первый предполагал прибавку в пять лет — до 65 для мужчин и 60 для женщин. По второму сценарию мужчины должны были бы выходить на пенсию в 63, а женщины — в 60. То есть разрыв пенсионного возраста между полами сократился бы с пяти лет до трех. И, наконец, третий сценарий был самым щадящим: повышение на три года и для мужчин, и для женщин. В итоге власти остановились именно на этом варианте.
Повышение пенсии в Белоруссии в 2021 году
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счета. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе все равно придем. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов
В 2018 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Что говорили власти о пенсионной «уравниловке»
Эта проблема поднималась на самом высоком уровне. В феврале 2020-го Александр Лукашенко анонсировал новую пенсионную реформу, которая, по его словам, в том числе должна избавить систему от «уравниловки». «Надо сделать так, чтобы человек, работая, понимал: буду лучше работать, больше зарабатывать — на пенсии будет лучше», — комментировал Александр Лукашенко. О несправедливости уравнительного принципа говорил и глава Федерации профсоюзов Михаил Орда.
Также, продолжает эксперт, в Беларуси есть достаточно большое количество людей, которые могут платить страховые взносы от минимальной зарплаты и, по сути, участвовать в пенсионном накоплении по желанию. Это индивидуальные предприниматели, самозанятые, работающие без регистрации ИП, ремесленники, владельцы агроусадеб.
— С одной стороны, если человек платит взносы только от минимальной зарплаты, то он заработает только на социальную пенсию. Этим он в будущем сделает хуже самому себе, и далеко не все это осознают. А во-вторых, подобная льгота по уплате страховых взносов создает неравные условия конкуренции. Тот, кто принимает решение платить взносы по минимальной планке, сегодня может получать больший доход или имеет возможность реализовывать товар по меньшей цене по сравнению с теми, кто решил больше отдавать на пенсию, — объясняет Жанна Тарасевич. — По мере того, как у нас появляется все больше людей, которые работают на себя, вовлечение этих слоев в пенсионную систему становится все актуальнее. А ведь есть еще и предприниматели, которые оформлены где-то на часть ставки и благодаря этому могут вообще ничего дополнительно не отчислять в Фонд соцзащиты. В том числе отсюда и получается дефицит ресурсов в пенсионном фонде.
Наконец, еще одно предложение бизнес-союзов — это возможность покупать страховой стаж и тем самым, соответственно, делать дополнительные отчисления в Фонд соцзащиты.
Экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович тоже согласен с тем, что дальнейшая пенсионная реформа неизбежна.
— Повышение пенсионного возраста замедлило темпы роста дефицита Фонда соцзащиты, но этот дефицит все равно сохраняется. Это означает, что дальнейшие изменения в параметрах пенсионной системы необходимы, но какие это будут изменения и когда — другой вопрос. То, что в какой-то перспективе эту проблему нужно будет решать — это факт, — говорит Глеб Шиманович.
Чтобы выяснить отношение населения к существующей пенсионной системе и ее возможным изменениям, Исследовательский центр ИПМ провел соответствующий опрос. Его результаты говорят о том, что в целом у белорусов нет понимания того, какие еще возможны реформы помимо повышения пенсионного возраста.
Минимальная пенсия в Беларуси
Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.
Категория граждан |
Размер минимальной пенсии |
Пенсионеры |
25% от БПМ |
Инвалиды I и II групп |
100% от БПМ |
Инвалиды III группы |
50% от БПМ |
Многодетные матери-героини |
100% от БПМ |
Пенсионеры за выслугу лет |
25% от БПМ |
Граждане, утратившие кормильца |
100% от БПМ |
Изначально, то есть тогда, когда формировалась пенсионная система, социальные пенсии предназначались конкретно для нуждающихся категорий населения, если они по каким-либо причинам не в состоянии ввести трудовую деятельность – работать. В эту категорию относились и относятся сегодня дети инвалиды, а также люди, которые остались без кормильца.
Однако президент недавно поменял систему, и в 14-м году был принят законопроект по поводу внесения новой категории для выплаты социальных пенсий. Сегодня на такой тип пенсию могут претендовать люди, у которых нет необходимого по законодательству количества страхового стажа, давшего бы им право на получение пенсионных трудовых выплат. Здесь нужно сразу сказать, что трудовые пенсионные накопления дают гораздо более высокий достаток.
По общим принципам формирования социальные пенсии рассчитываются на основе базового прожиточного минимума, и для каждой категории людей он свой. Так:
- дети инвалиды до 18 лет могут рассчитывать от 80 до 110 % от БМП;
- просматривая последние новости о размере выплаты социальной пенсии в Беларуси для инвалидов можно заметить, что все группы делятся по процентам выплат (1 группа дает возможность получать 110 от БМП, а третья, то есть наиболее легкая – 75%);
- дети, которым ещё нет 18 лет, но они потеряли кормильца, могут рассчитывать на выплаты в размере 85 % от прожиточного минимума;
- в случае получения данного вида материально помощи по причине недостатка лет страхового стажа выплаты составляют только 50 % по БМП.