Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей бухгалтерского учета: что учесть в 2020 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.
Структура учётной политики
Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:
- организационно-документальный;
- методология ведения бухгалтерского учёта;
- методология ведения налогового учёта.
Учетная политика для целей налогообложения: нюансы по НДС
Собранные в следующей таблице элементы учета НДС включаются в учетную политику 2020 – 2021 годов при необходимости или по желанию, на перспективу.
Налог |
Элемент УП |
В каких случаях включается в УП |
НДС |
Порядок раздельного учета входного НДС, уровень существенности |
При совмещении налоговых режимов, наличии облагаемых и необлагаемых операций и операций, облагаемых по разным ставкам, ведении учета операций по совместной деятельности, исполнении функций доверительного управляющего |
Порядок предъявления входного НДС к вычету |
При осуществлении операций, облагаемых НДС по ставке 0% |
|
Порядок учета предоплаты за товары, работы, услуги с длительным производственным циклом |
При наличии таких операций |
|
Использование индекса обособленного подразделения |
При наличии таких подразделений |
Санкции за отсутствие учетной политики
Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.
Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).
Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.
Почему важен этот документ
При отсутствии уч. политики учреждению грозит штраф до 200 рублей в том случае, если сотрудники ФНС затребуют копию при выездной или камеральной налоговой проверке. Однако информация, закрепленная в уч. политике, позволит избежать штрафов и разногласий с контролирующими органами. То есть нюансы бухучета в компании, отличные от установленных норм, но закрепленные в УП, не являются нарушением действующего законодательства при условии отсутствия прямых противоречий и нарушений закона.
Налоговая учетная политика на примере ООО также важна для коммерческого субъекта. В УП нужно прописать особенности налогового учета в зависимости от выбранной системы налогообложения.
Стоит отметить, что наказать могут не только саму организацию, но и руководителя. Так, за отсутствие учетной политики положен штраф по статье 15.6 КоАП в сумме от 300 до 500 рублей.
Как влияет вид деятельности организации
Помимо обязательных реквизитов, установленных действующим законодательством, следует отразить особые нормы и правила, характерные некоторым видам деятельности. Рассмотрим нюансы формирования именно в разрезе основных видов экономической деятельности.
Учетная политика бюджетного учреждения, а также автономного или казенного, должна определять особенности учета в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Формы первичной, регистрационной и отчетной документации существенно отличаются от документов других организаций. Периодичность составления бухотчетности для госучреждений: месячная, квартальная, годовая; для остальных — только годовая (исключение: реорганизация, ликвидация). Планы счетов БУ, КУ, АУ устанавливаются соответствующими инструкциями по бухучету. В части налогового учета все госучреждения обязаны вести налогообложение по общей системе (исключение: автономные учреждения).
Некоммерческой организации необходимо закрепить в учетной политике следующие аспекты:
- особенности поступления и учета целевого финансирования;
- порядок определения целей, на которые допустимо расходование целевых поступлений;
- порядок возврата целевых средств, израсходованных не по назначению;
- особенности налогового учета целевых поступлений.
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учет основных средств в учетной политике
Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.
1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.
В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.
2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).
3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)
4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).
5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).
6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).
7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.
8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».
Учетная политика затрат на производство
Это один из самых важных разделов учетной политики, который мы также рассмотрим. Здесь важно разграничить расходы по основной деятельности и прочие расходы, перечислить, какие расходы являются прямыми, и каким образом будут списываться общехозяйственные расходы. Итак, продолжаем создание учетной политики в организации, формируется учетная политика затрат на производство:
1) Распределение расходов между основной и прочей деятельностью (это обычно прописывается в разделе, посвященном доходам). Если деятельность по предоставлению имущества во временное пользование, предоставлению прав за пользование объектами интеллектуальной собственности, участие в уставных капиталах других организаций является основной, то это нужно отметить.
2) Методы учета затрат – распределяются ли расходы между конкретными видами продукции. Какие счета для учета затрат используются -20, 21, 25, 26. Если расходы распределяются, то что выбрано в качестве базы для распределения расходов – пропорционально прямым статьям затрат, зарплате основного производственного персонала, стоимости отпущенных в производство материалов, нормативным расходам или ваш вариант. Как списываются общехозяйственные расходы — распределяются между видами продукции или в полном объеме списываются на счет 90 «Продажи».
3) Оценка незавершенного производства: по прямым статьям затрат, по фактической себестоимости (проводится инвентаризация), по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, по нормативной себестоимости.
4) Если есть вспомогательное производство, то необходимо определиться – учитываются затраты по нему на счете 23 (обычно если есть отдельные подразделения) или на счете 25 (вспомогательные производства отдельно не выделены). Если затраты собираются по счету 23, то указать метод, с помощью которого они распределяются по видам продукции (желательно аналогичный для распределения общепроизводственных расходов).
Учетная политика 2018 (обзор изменений в ПБУ 1/2008)
Автор: Александр Григорьевич Клышкань,
директор департамента консалтинга АФ «АВУАР»
С 6 августа 2017 г. действуют изменения, внесенные Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н в Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Главные цели изменений приведены в Информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 N ИС-учет-9 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии»:
-
упорядочение процедуры формирования учетной политики организации;
-
активизация применения МСФО (Международных Стандартов Финансовой Отчетности) при выработке учетной политики;
-
приведение норм ПБУ 1/2008 в соответствие с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Остановимся подробнее на этих изменениях.
При самостоятельной разработке способов бухучета теперь в первую очередь следует опираться на нормы МСФО
Согласно новому п. 7.1 ПБУ 1/2008 в если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета не установлены способы в ФСБУ организация исходит из требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При этом она должна основываться на допущениях и требованиях, приведенных в п. п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, и использовать указанные ниже документы в следующей последовательности:
-
МСФО;
-
положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;
-
рекомендации в области бухгалтерского учета.
Таким образом, в отличие от прежнего порядка теперь установлена последовательность применения документов, которыми организация руководствуется при самостоятельной разработке способа ведения бухгалтерского учета, при этом приоритет отдан МСФО. Новшеством является и возможность использовать рекомендации в области бухгалтерского учета.
В связи с этим возникает вопрос о необходимости изменения применяемых организацией способов ведения бухгалтерского учета, например, лизинговых операций, в соответствии с требованиями МСФО.
Как было отмечено, при разработке способа необходимо учитывать требования, установленные, в частности, законодательством РФ о бухгалтерском учете. Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных этим Законом, применяются в том числе правила ведения бухгалтерского учета, утвержденные Минфином России до дня вступления в силу Закона N 402-ФЗ.
Несмотря на внесенные в ПБУ 1/2008 изменения, считаем, что при учете лизинговых операций, как и прежде, могут применяться Указания об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденные Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, в части, не противоречащей принятым позднее нормативным правовым актам по бухгалтерскому учету.
Таким образом, в настоящее время нет необходимости вносить изменения в учетную политику организации, если в ней закреплено применение порядка, установленного названными Указаниями.
Дочерние общества обязаны применять стандарты бухучета, утвержденные для них материнской компанией
В общем случае организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора их другими организациями. Исключение из этого правила установлено для дочерних обществ. В случае, когда основное общество утвердило свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними обществами, они выбирают способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов. Это следует из нового п. 5.1 ПБУ 1/2008.
Уточнено требование рациональности
Теперь требование рациональности определяется в том числе с учетом соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (п. 6 ПБУ 1/2008).
Ранее было установлено, что учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.
Таким образом, понятие рациональности стало более конкретным и формально определенным.
Организация в отдельных случаях может руководствоваться исключительно требованием рациональности при выборе способа ведения бухучета
При выборе способа ведения бухгалтерского учета организации дано право руководствоваться исключительно требованием рациональности (п. 7.4 ПБУ 1/2008). Это возможно при условии, что применение учетной политики, сформированной по общеустановленным правилам с учетом требований п. п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008, приводит к формированию несущественной информации.
Под несущественной понимается информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности не зависят экономические решения пользователей отчетности. Организация самостоятельно относит информацию к несущественной, исходя как из ее величины, так и из характера.
Таким образом, у организаций появилась возможность упростить ведение учета по отдельным операциям и сэкономить на сборе данных.
Организации, применяющие упрощенные способы бухгалтерского учета, могут формировать учетную политику, руководствуясь только требованием рациональности
Организации, применяющие упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Данное правило действует в случае, когда в ФСБУ не установлены соответствующие способы ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу. Это следует из нового п. 7.2 ПБУ 1/2008.
К примеру, это может касаться применения такими организациями «котлового» метода учета затрат, если данный порядок не нарушает общие требования Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Организации, раскрывающие составленную в соответствии с МСФО отчетность, могут не применять установленные ФСБУ способы ведения бухучета
Отдельные организации при формировании учетной политики могут руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО. Это право дано организациям, раскрывающим составленную в соответствии с МСФО консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу. В частности, такие организации вправе не применять установленный ФСБУ способ ведения бухгалтерского учета, когда он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО (п. 7 ПБУ 1/2008).
При этом организация должна описать каждый не примененный ею способ ведения бухучета, а также раскрыть соответствующее требование МСФО и описать, каким образом оно будет нарушено в случае применения способа, установленного ФСБУ. Такое правило предусмотрено новым п. 20.1 ПБУ 1/2008.
Определены условия, когда организация может отступить от предусмотренных ПБУ 1/2008 общих правил формирования учетной политики
ПБУ 1/2008 дополнено п. 7.3, дающим организации право отступить от предусмотренных п. п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 правил формирования учетной политики. Это возможно, когда формирование учетной политики приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Таким правом организация может воспользоваться только при одновременном соблюдении следующих условий:
-
определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
-
альтернативный способ не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность будет давать недостоверное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств;
-
информация об отступлении от правил и применении альтернативного способа раскрывается организацией в соответствии с ПБУ 1/2008. Требования к раскрываемой информации приведены в п. 20.2 ПБУ 1/2008.
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
В каком случае она составляется
Учетную политику субъекты должны формировать в случаях, когда они ведут бухгалтерский учет. Поэтому ее составляют все юридические лица, независимо от формы собственности. Исключением являются только кредитные организации, представительства и филиалы иностранных компаний.
Многие ошибочно думают, что если организация применяет упрощенную или иную льготную систему налогообложения, то составлять учетную политику она не должна.
На самом деле это не так. Именно в учетной политике фиксируется момент, в соответствии с которым учет предприятия строится по упрощенной схеме. Если этого не будет, то и применять упрощенный бухучет организация не сможет.
Как правило, формирование учетной политики происходит сразу же после создания компании. Ее составляет главный бухгалтер, а утверждает директор фирмы. Далее в конце каждого года в нее при необходимости вносятся коррективы, и ее заново утверждают на новый год.
Отдельный большой вопрос, нужно ли, чтобы была учетная политика ИП. Ведь согласно положению разрабатывать и использовать этот документ должны только организации. Однако НК говорит, что налогоплательщик независимо от формы должен разработать учетную налоговую политику.
Внимание! Применять ее нужно только тем предпринимателям, которые используют ОСНО или УСН. Тем, кто находится на спецрежиме (ЕНВД, ЕСХН, патент), разрабатывать ее не нужно при условии, что они не совмещают несколько режимов.
А вот разрабатывать и применять учетную политику для бухучета им не нужно, поскольку по законодательству они могут не вести бухучет вообще.
Как делать выбор при упрощенном способе ведения бухучета
Отдельные правила предусмотрены для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета и сдавать упрощенную отчетность. Напомним, что к ним относятся некоммерческие организации, участники проекта «Сколково», а также субъекты малого предпринимательства не зависимо от выбранной ими системы налогообложения (подробнее о них читайте в статье «Для организаций, применяющих упрощенные способы ведения бухучета, установлены новые правила»).
Такие компании, как и все прочие юрлица, обязаны применять способы учета, установленные федеральными стандартами, а при наличии нескольких способов выбирать один из них. Однако если в федеральных стандартах ни одного способа нет, тем, кто ведет упрощенный бухучет, разрешено формировать учетную политику исходя только из требования рациональности. Другими словами, тот, кто применяет упрощенный способ бухучета, может отказаться от последовательного применения МСФО, стандартов по аналогичным вопросам и рекомендаций в области бухучета. Данное новшество закреплено во вновь созданном пункте 7.2 ПБУ 1/2008.
К слову, понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения. До вступления в силу комментируемых поправок данное требование означало, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Теперь появилось дополнение, согласно которому требование рациональности — это еще и соотношение затрат на формирование информации и полезности этой информации (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).
Появилось понятие несущественной информации
В ПБУ 1/2008 появилось новое понятие — несущественная информация. Это такая информация, от наличия, отсутствия или способа отражения которой не зависят экономические решения. Каждая компания должна самостоятельно решить, какая информация является несущественной, исходя из ее величины и характера.
Во вновь созданном пункте 7.4 ПБУ 1/2008 есть указания на случай, когда применение федеральных стандартов и разработка своих стандартов приводит к формированию несущественной информации. В этой ситуации бухгалтеру разрешено выбирать способы учета, руководствуясь только требованием рациональности, то есть без применения стандартов. Обратите внимание: это правило распространяется не только на тех, кому разрешено вести бухучет упрощенным способом, но и на все прочие организации.
Пояснительную записку составлять не нужно
В «старой» редакции ПБУ 1/2008 было упоминание о пояснительной записке. Ее полагалось сдавать в составе бухотчетности и раскрывать в ней существенные способы ведения учета. Кроме того, в пояснительной записке следовало объявлять изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.
Сейчас понятие «пояснительная записка» в ПБУ 1/2008 не используется. Что касается сведений об изменениях учетной политики и о существенных способах ведения учета, то их по-прежнему необходимо раскрывать. Но не в пояснительной записке, а в бухгалтерской отчетности. Видимо, подразумевается, что раскрывать эту информацию нужно в пояснениях, которые являются частью бухотчетности. Предоставить пояснения можно в виде таблицы или в текстовой форме (п. 4 приказа Минфина России от 02.07.10 № 66н).
Утверждение учетной политики
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:
- Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
- Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
- Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).