Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предрейсовый медицинский осмотр — необходимость или формальность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Особенности проведения осмотра
Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? Только специалист с высшим или средне-специальным медиөинским образованием. Осмотр проводят в специально оборудованном помещении. Если организовать подобные условия на предприятии невозможно или нецелесообразно (например, при отсутствии регулярных рейсов), провести осмотр перед рейсом можно:
- в ближайшем медицинском учреждении. Обязательно нужна лицензия на проведение медосмотров;
- в другой организации, где имеются соответствующие условия и медицинский работник в штате.
Можно договориться об оказании услуг сторонним медиком перед началом рабочего дня (если есть оборудованное помещение).
Стоимость услуг варьируется в зависимости от количества водителей:
- от 5000 рублей в месяц за 1-3 человек;
- до 20000 рублей за 45-50 человек.
Результаты медосмотра
Предрейсовые медицинские осмотры водителей завершаются решением о:
- допуске сотрудника к управлению транспортным средством;
- или временном отстранении шофёра от его должностных обязанностей.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Кто должен проводить предрейсовый медосмотр водителей по закону
Осуществлять медицинский контроль состояния работников имеют право лица (Приказ МЗ №835н; п.8):
- с высшим или средним медобразованием (врач, медсестра, фельдшер);
- сдавшие экзамен, пройдя 72-часовое обучение, утвержденное Приказом Минтранса №308;
- имеющие действующий сертификат, подтверждающий профквалификацию в сфере предрейсового медосмотра работников (переаттестация проводится каждые 5 лет).
При этом:
- либо зачисленные в штат автопредприятия, имеющего медицинскую лицензию (Закон №323-ФЗ, ст.24, п.4);
- либо привлеченные для проведения мед. осмотров по договору, если являются лицензированным ИП;
- либо работающие в организации (медучреждении), обладающего лицензией, с которой работодатель заключает соглашение о получении услуг на своей или их территории.
Вывод: Проводить ПМО можно только в том случае, если местом работы сертифицированного медсотрудника является организация с медлицензией.
Кто может проводить предрейсовый медосмотр?
До 2020 года существовало два основных варианта:
- Сертифицированное медицинское учреждение. Такой вариант требовал дополнительных затрат времени и средств, так как водитель должен быть перед выходом в рейс посещать поликлинику. В качестве альтернативы медицинские центры часто предлагают проводить выездные осмотры на территории компании-заказчика.
- Сама организация. Для того чтобы проверять состояние сотрудников перед рейсом без обращения в сертифицированные учреждения, компания должна была получить лицензию, открыть и оборудовать медицинский кабинет, а также нанять в штат сотрудника с медицинским образованием и необходимой квалификацией. Этот вариант преимущественно использовался крупными организациями.
Специалист по охране труда
В штате нашей компании 15 человек. Все работают в офисе. Мы оказываем консультационные услуги. Надо ли нам вводить должность специалиста по охране труда?
Не обязательно. Если численность работников в компании не превышает 50 человек, руководитель сам принимает решение — создавать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
Работодатель может издать приказ и взять на себя функции по охране труда. Или назначить ответственного. Но тогда руководитель или этот сотрудник должны соответствовать требованиям, указанным в профстандарте. То есть иметь высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» либо среднее профессиональное образование и переподготовку в области охраны труда (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н).
Функции по охране труда на вашем предприятии может выполнять сторонний специалист по охране труда, с которым работодатель заключил гражданско-правовой договор.
Руководитель также может заключить договор с организацией, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет аккредитацию (ст. 217 ТК РФ).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
По закону, все водители должны проходить медицинские осмотры как перед сменой, так и после нее. Это обязательно для таких категорий сотрудников как водители такси, перевозчики, занятые транспортировкой опасных грузов, лица, относящиеся к группе риска по здоровью. Кроме того, прохождение медицинского осмотра может стать обязательным условием для допуска к работе для определенных сотрудников, перечень которых утверждается руководством транспортной компании.
Обследование проводится для достижения следующих целей:
- Уменьшение рисков, связанных с дорожными происшествиями.
- Охрана здоровья и жизни всех участников дорожного движения.
- Выявление нарушений, мешающих сотруднику приступить к выполнению своих обязанностей. К таким может относиться плохое самочувствие, сопутствующие заболевания, алкогольное или наркотическое опьянение.
В кабинете предрейсового осмотра работает медицинский сотрудник, имеющий соответствующее разрешение на проведение освидетельствования. Он должен пройти профессиональное обучение в компании работодателя или на базе стороннего учебного центра. Его рабочее время исчисляется теми часами, которые он проводит за организацией медосмотра.
ТРЕБОВАНИЯ К КАБИНЕТУ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА ВОДИТЕЛЕЙ
При подготовке выбранного помещения необходимо учитывать, что лицензию и техническую документацию на оборудование в дальнейшем придется подтверждать. Поэтому все сведения о закупаемом оборудовании, материалах и прочем необходимо хранить, предоставляя во время проведения проверки объекта.
Сам стандарт оснащения кабинета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров выглядит следующим образом:
- Минимальные размеры помещения составляют 12 м2, его высота должна быть не менее 2,6 м, обязательно наличие лаборатории и санузла.
- Присутствие комбинированного способа освещения: сочетание естественного солнечного света с искусственным, регламентированным правилами КЕО.
- Наличие гладких стен и полов, которые будут легко отмываться.
- Присутствие в комнате мебели в виде кушетки, столов, стульев, телефона, лампочек и т.д.
Нормативные требования СанПин добавляют к этому еще ряд положений, уточняющих правила оснащения кабинета предрейсового и послерейсового осмотра:
- Необходимо использовать жалюзи, помогающие предотвратить проникновение яркого света в помещение.
- Все поверхности в кабинете должны быть гладкими без выступов и шероховатостей. Это должно обеспечивать возможность быстрого проведения влажной уборки и дезинфекцию помещения.
- Рекомендуется наличие отдельного входа с улицы, позволяющего быстро попасть в комнату ожидания.
- Покрытие пола должно плотно состыковываться с основанием, стыки линолеума нужно сделать запаянными.
- При установке раковин нужно использовать керамическую плитку, отличающуюся высокими влагостойкими свойствами.
Процедура прохождения медицинского осмотра
В процессе осмотра водителя медицинский работник выясняет его общее самочувствие.
Действия медработника:
- оценивает реакцию зрачков на свет;
- обращает внимание на походку;
- осматривает состояние кожи на наличие следов от инъекций, расчесов;
- измеряет давление и пульс;
- обращает внимание на преобладающий фон настроения (апатия, тревога, раздражительность) и в случае значительной выраженности того или иного состояния указывает это в журнале;
- наблюдает за характером речи водителя.
Во время осмотра имеют значение такие факторы, как возраст водителя, принадлежность к одной из групп риска, условия и характер работы, стаж.
Если в ходе осмотра у специалиста появилось подозрение на наличие алкоголя в крови водителя, он обязан провести тест на трезвость одним из разрешенных способов и в обязательном порядке составить протокол обследования.
Полученные данные служат основание для вынесения одного из следующих заключений:
- трезв (признаков употребления не выявлено);
- состояние одурманивания (имеются отклонения в состоянии водителя при отсутствии или сомнительности лабораторного подтверждения);
- алкогольное опьянение (лабораторное подтверждение);
- факт употребления алкоголя (запах перегара или алкоголя изо рта водителя, положительный результат теста).
В случае подтверждения подозрений медицинского работника и выявления признаков воздействия лекарственных веществ или иных препаратов, отрицательно сказывающихся на работоспособности, признаков временной нетрудоспособности, проба на наркотики, алкоголь или психотропные вещества дала положительный результат, то водитель не допускается управлению транспортным средством.
При отсутствии признаков заболеваний, жалоб, нарушений режима отдыха и труда, доказательств употребления алкогольных, наркотических или психотропных веществ, водитель имеет право отправляться в рейс. О прохождении медосмотра ставится отметка в путевом листе, указывается точное время и дата, данные и подпись медицинского работника.
Цель проведения процедуры
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.
Допуск к работе и последствия запретов
Если есть отклонения, препятствующие дальнейшей работе – выдают направление, предъявляемое в поликлинике по адресу проживания.
Справка должна содержать следующую информацию:
- подпись самого медицинского сотрудника, выдавшего документ;
- описание объёмов оказания помощи заявителю;
- диагностирование болезней по предварительным заключениям;
- цель, с которой пациента направляют к сотрудникам поликлиники;
- дата, точное указание времени проведения контроля;
- порядковый номер самого мероприятия.
Предрейсовый медицинский осмотр водителей
Здоровье и хорошее состояние водителя спасает человеческие жизни. А для бизнеса — это еще и гарантия того, что автотранспорт предприятия останется в сохранности, задачи будут выполнены, грузы и люди доставлены по назначению. Проведение предрейсовых медосмотров водителей призвано следить за этим вопросом. Разберем, как правильно организовать этот процесс в своей компании.
Проведение и прохождение осмотров перед рейсом — это не право, а обязанность, которая закреплена 10.12.1995 Федеральным законом № 196-ФЗ за работодателями и водителями.
Не следует путать это с медицинским освидетельствованием на право управления транспортным средством (форма № 003-В/у) и с регулярными медосмотрами на предприятии — первого работодатель вообще не имеет права требовать, даже в случае работы сотрудником водителем.
А вторую регламентирует статья 214 ТК РФ, но те осмотры, которые проходят не только водители, но и все работники связанные с определенными видами труда.
Предрейсовый же осмотр — это обязательное медицинское освидетельствование водителей перед каждым выездом по путевому листу в рейс. Положение о них прописано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ о безопасности дорожного движения (статья 23). Причем распространяется действие этого закона на всех водителей, работающих по найму, в том числе на машинистов поездов, метро и трамваев.
Особых нововведений осуществления предрейсовых медосмотров водителей в 2019 году не появилось. Сейчас не нужен штамп о допуске в путевой лист — врач может просто поставить подпись и обязательно ее расшифровать.
Задача осмотра — не допустить к управлению транспортным средством человека, который по состоянию здоровья не в состоянии это делать.
При этом освидетельствование проводят не один раз в начале дня, а в течение всего времени работы водителей на предприятии — если в ходе рабочей смены человек выезжает в рейс по разным путевым листам несколько раз, он ровно столько раз встречается с медицинским работником.
Проводит эту процедуру специалист или лечебное учреждение, имеющие лицензию на такую деятельность. Если в компании много водителей, рационально иметь медицинского работника в штате. Правда тогда придется получать лицензию на такой вид деятельности для своего кабинета, при этом можно оказывать подобную услугу другим организациям.
В штате может быть не обязательно врач — осмотр вправе проводить медработник со средним образованием, прошедший обучение по программе подготовки кадров, проводящих предрейсовые осмотры.
Когда наличие медработника в штате экономически нецелесообразно, компания заключает договор на проведение таких действий с лечебным учреждением, и клиника выделяет специалиста в нужное время.
Предрейсовые и послерейсовые медосмотры
Обязательность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров для водителей закреплена в ст. 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Порядок проведения медосмотров водителей определялся Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 года № 835н.
Этот порядок распространяется на предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медосмотры. Категории работников, которые обязаны их проходить, не перечислены. В Порядке есть отсылка к ТК РФ и другим федеральным законам. Речь прежде всего идет о ст. 213 ТК РФ и статье 23 ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ.
Этот порядок распространяются и на индивидуальных предпринимателей, если они управляют транспортным средством самостоятельно. В инструкции ничего не говорится о работниках, которые пользуются своим автомобилем в служебных целях. Очевидно, что им проходить медосмотры не нужно.
Особенности проведения медосмотра
Чтобы сделать условия труда более безопасными и исключить наличие несчастных случаев при движении, проводятся предрейсовые осмотры – медицинский работник проверяет состояние здоровья водителя. Для предрейсовых медосмотров водителей в 2021 году нововведения отсутствуют, но ранее в этой сфере произошли значительные изменения. Поговорим о них подробно.
Правила проведения осмотров регулируются законодательством. Утвержден определенный порядок, который должен соблюдаться. Необходимость медосмотра признана обязательной для выявления различных заболеваний и симптомов, которые могут помешать водителю осуществлять свою деятельность, а также для проверки наличия алкогольного опьянения, которое является причиной для недопуска сотрудника на рабочее место.
Все лица, которые исполняют обязанности водителя, должны проходить такие осмотры, вне зависимости от специфики их деятельности. Это касается водителей такси, курьеров, сотрудников грузовых служб, тех, кто работает на спецмашинах на предприятии и прочих шоферов.
При этом организация осмотра является ответственностью работодателя. Это может делать как приглашенный медицинский работник, который не числится в штате, так и сотрудник, который входит в штат. В любом случае, проводящий осмотры работник должен иметь соответствующую лицензию, которая дает ему право на такую деятельность.