Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.

Особенности получения выплат по европротоколу

С 1 июня 2018 года можно запросить у страховой организации в качестве возмещения сумму в рамках лимита по договору ОСАГО, заключенному виновником ДТП с его страховой, но не свыше 100 000 рублей. К октябрю 2019 года также планируется повысить эти лимиты до установленных для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей 400 000 рублей.

В чем смысл требовать возмещения от своей страховой? Последняя делает выплаты как бы от лица страховой виновника ДТП, а потом в рамках соглашения о прямом возмещении убытков, заключенном членами Российского союза автостраховщиков (РСА), стребует с нее эти деньги. Другими словами, часть забот просто перекладывается на плечи страховой.

Что, если по какой-либо причине истребовать возмещение от своего страховщика нет возможности? В этом случае нужно обращаться в страховую организацию виновника. То же самое делают и те, кто заполнил европротокол, но впоследствии обнаружил, что в результате ДТП был нанесен вред его здоровью.

Чтобы выплатить возмещение, представитель страховой организации осматривает повреждения автомобиля в течение 15-ти дней с даты ДТП. Поэтому он имеет полное право в таком возмещении отказать, если к этому моменту вы отремонтировали или утилизировали транспортное средство. В случае ремонта или утилизации машины до истечения указанного срока виновником аварии ему грозит регрессное требование от его страховой. К тому же, у него также есть обязанность направить свой бланк европротокола страховщику, с которым он заключал договор.

Как заполняется европотокол-2022

У водителей на руках может быть один из двух вариантов европротокола:

  • бланк, который выдан сотрудником страховой организации (он является отрывным);
  • распечатанный самостоятельно бланк (при оформлении онлайн).

Независимо от вида, все же заполняется документ по единому принципу;

  • ни в коем случае не отрывайте бланки друг от друга. Заполнять нужно так, как есть;
  • сначала внесите всю необходимую информацию в пункты 1-8 (здесь указываются общие сведения о дорожно-транспортном происшествии);
  • в пунктах 9-15, а также 16-18 участники ДТП вносят информацию о себе (каждый в своей строке). Подписи пока ставить не нужно;
  • когда все данные внесены, оторвите бланки друг от друга. Только теперь и первый, и второй водитель ставят свои подписи (по 2 штуки) на каждом экземпляре документа (то есть на том, который заполнялся, и на том, где отпечаталась информация). Это означает, что на копии должна стоять оригинальная подпись;
  • после этого каждый участник ДТП заполняет обратную сторону извещения. Причем в этом случае он ставит только свою подпись (подпись второго водителя не нужна).

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Лимит выплат по европротоколу при ДТП

Оформление европротокола подразумевает, что оба участника согласны со стоимостью ущерба. Сам ущерб должен вписываться в рамки установленного законом лимита.

Существует два ключевых момента – разногласия и наличие фото- или видеофиксации ДТП.

  • Лимит выплаты 100 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), у участников аварии есть разногласия по обстоятельствам ДТП (о виновнике аварии), но все обстоятельства сняты на фото и зафиксированы в извещении о ДТП;
  • Если есть разногласия, но нет фото- или видеофиксации, то компенсация по ОСАГО не возмещается;
  • Лимит выплаты по ОСАГО 400 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено извещение;
  • Если нет ни разногласий, ни фото- или видеофиксаций, лимит выплат составляет 100 тыс. руб.
Читайте также:  Выведение алкоголя из крови

Действия в случае несогласия с размером страховых выплат

К сожалению, не редкость, когда страховая компания стремится минимизировать убытки путем намеренного занижения суммы компенсации, затягиванием сроков или отказом в удовлетворении требований клиента, мотивируя тем, что были предоставлены не все документы, или произошло нарушение процессуального порядка, хотя гражданин соблюдал все предписанные нормы.

В таком случае для восстановления собственных интересов потерпевшему необходимо воспользоваться методами обжалования:

1. В первую очередь потребуется направить претензию в адрес страховой компании с указанием неправомерных действий. Руководство должно в течение 10 дней рассмотреть ее и дать ответ заявителю.

2. Если же просьба в урегулировании конфликта не была удовлетворена, то гражданину следует подготовиться к обращению в суд. Для тех, кто рассматривает суд, как крайнюю меру урегулирования конфликта, есть еще вариант, обратиться в Центральный Банк РФ, который контролирует деятельность всех страховых компаний. На основании жалобы будет проведена проверка.

3. Если же и данный способ не дал результатов, то остается подача искового заявления. В этом случае заранее стоит обзавестись письменными подтверждениями собственной позиции, а также свидетельскими показаниями и иными доказательствами.

Необходимо понимать, что решение суда во многом зависит от качества подготовленного иска, поэтому стоит подумать о необходимости привлечения юриста.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.

Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.

Что такое типовые схемы и как ими пользоваться

Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:

  • ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
  1. при объезде или перестроении,
  2. при одновременном перестроении,
  3. не соблюдении бокового или заднего интервала,
  4. поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
  5. один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
  6. первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
  7. поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
  8. авария при завершении обгона,
  9. автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
  10. увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
  11. обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
  12. не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
  • движущихся в противоположных направлениях:
  1. выезд на встречку,
  2. при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
  3. спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
  4. реверсивное движение,
  5. движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
  • при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
  1. проезд на запрещающий сигнал светофора,
  2. не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
  3. не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
  4. выезд с прилегающей территории, со двора,
  • при движении задним ходом:
  1. «сдавал задом»,
  2. самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
  3. выезд со стоянки задним ходом,
  • варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
  1. наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
  2. при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
  3. открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия

Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?

Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:

  1. Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
  2. Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
  3. Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
  4. Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
  5. Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
  6. Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.

    Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.

  7. Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.

    Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.

Читайте также:  Допустимая норма алкоголя за рулем в промилле

Правила составления документа

Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:

  • место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
  • ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
  • дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
  • дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
  • расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
  • направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.

Европротокол: основная информация

«Европротокол» — это особая процедура, позволяющая участникам аварии оформить документ по упрощенной схеме. В России такая процедура стала возможной с 2009 года, а к настоящему моменту она претерпела ряд серьезных изменений, касаемых:

  • ответственности сторон;
  • размера выплат.

Более узкое понятие подразумевает под европротоколом бумагу особой формы. По своей сути она представляет собой «Извещение о ДТП», заполненное в соответствии с правилами. На практике процедура работает, поскольку это позволяет быстрее решить проблему на месте, не создавая заторов на дороге и не мешая иным участникам движения.

Регион проживания не имеет значение, оформить извещение можно по всей России.

Если пострадавшая сторона — это гражданин РФ, то используется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. В противном случае все делается наоборот.

Страховые компании в России при оформлении документов выдают своим клиентам бланк и инструкцию для его заполнения. Помимо него, необходимо сделать фото или видеосъемку с места аварии. Общего плана с нескольких ракурсов и детальных фотографий будет достаточно.

Водитель, попавший в аварию, несет ответственность за то, что не предупредил страховую компанию вовремя, отремонтировал автомобиль до осмотра или не предоставил транспорт для независимой комиссии.

Согласно правилам, после заполнения документов участникам предстоит:

  • направить заполненные бланки страховщикам (есть конкретный срок для этого — 5 рабочих дней с момента аварии);
  • отказаться от самостоятельного ремонта транспортного средства на срок не менее 15 рабочих дней, начиная со дня происшествия;
  • дождаться ответа страховщика.

Очень часто страховые компании проводят независимую экспертизу поврежденных автомобилей.

Рекомендации по заполнению извещения о ДТП

Чтобы предотвратить возможность возникновения различных оценок относительно причин и обстоятельств аварии, избежать связанных с этим взаимных претензий, заполнять извещение о ДТП следует на месте происшествия, не изменяя положения транспортных средств.

При заполнении бланка извещения о ДТП обратите внимание на следующие моменты:

  • Убедитесь в том, что у вас имеется актуальный на текущий момент экземпляр бланка.

    Он должен соответствовать редакции, закрепленной Указанием Банка России от 08.10.2019 года № 5283-У. Именно этим нормативно-правовым актом были внесены последние изменения в бланк извещения.

  • Определитесь со вторым участником в выборе колонок «Транспортное средство А» и «Транспортное средство В».

    Кому и какая из колонок достанется, не имеет никакого правового значения.

  • Выполняйте все записи в бланке Европротокола разборчивым почерком или печатными буквами.

При заполнении граф извещения о ДТП:

  • В графе 1 указывается место ДТП – республика, край, область, район, населенный пункт, улица, дом.

  • В графе 2 указывается дата ДТП – день, месяц, год, часы, минуты.

  • В графе 3, при наличии свидетелей, указываются сведения о них – фамилия, имя, отчество, адрес места жительства.

  • В графе 4 указывается марка и модель, соответственно, транспортных средств «А» и «В».

  • В графе 5 указывается фамилия, имя, отчество или полное наименование юридического лица, соответственно, собственников транспортных средств «А» и «В».

  • В графе 6 в отношении водителей, соответственно, транспортных средств «А» и «В» указываются следующие данные:

    — фамилия, имя, отчество,

    — дата рождения,

    — адрес места проживания,

    — телефон,

    — серия, номер, категория, дата выдачи водительского удостоверения,

    — документ на право владения, пользования, распоряжения транспортным средством (доверенность, договор аренды, путевой лист и т. п.).

  • В графе 7 указывается наименование страховщика, застраховавшего ответственность, соответственно, водителей транспортных средств «А» и «В».

  • В графе 8 указывается стрелкой на рисунке транспортного средства место первоначального удара, то есть место начального контактного взаимодействия при столкновении (наезде) соответственно, транспортных средств «А» и «В».

    Не путать с местами деформации элементов и деталей.

  • В графе 9 перечисляются видимые повреждения, соответственно, на транспортных средствах «А» и «В».

  • В графе 10 излагаются замечания, соответственно, водителей транспортных средств «»А и «В».

  • В графе 11 указываются обстоятельства ДТП путем маркировки клеток.

    Если ни одно из предложенных обстоятельств не отражает механизма происшествия, маркируйте клетки № 22.

    В конце каждого из столбцов укажите общее количество отмеченных в разделе клеток.

  • В графе 12 размещается схема ДТП.

    Для наглядности рекомендуем использовать типовые схемы ДТП.

    Статья в помощь:

    Типовые схемы ДТП

    Образец схемы ДТП

  • В графе 13 личными подписями водителей удостоверяется отсутствие разногласий или их наличие. При наличии разногласий они должны быть указаны в графе 18 оборотной стороны извещения.

Читайте также:  Социальная ипотека в Уфе и Башкортостане (Башкирии) в 2023 году

Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем на «своем» экземпляре самостоятельно.

  • В графе 14 делается

  • отметка о том, водитель какого транспортного средства (А или В) проставляет свою подпись на оборотной стороне данного экземпляра извещения ниже, т. е., в самом его конце.

  • В графе 15 излагаются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.

  • В графе 16 делается отметка о том, под чьим управлением находилось транспортное средство, отмеченное в графе 14 – его собственника или иного лица, допущенного к управлению.

  • В графе 17 делается отметка о том, может ли транспортное средство, отмеченное в графе 14, передвигаться своим ходом. Если нет, то указывается, где оно находится сейчас.

  • В графе 18 размещаются примечания участников ДТП, в том числе, при их наличии, имеющиеся разногласия.

В нижней части бланка Европротокола указывается дата его заполнения, проставляется личная подпись водителя транспортного средства, отмеченного в графе 14, а также указывается его фамилия и инициалы.

Бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно. Если договор обязательного страхования заключен в виде электронного документа, то указанные бланки в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно при личном обращении страхователя.

Кроме этого, страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».

Нужно соблюдать ряд несложных, но в то же время крайне необходимых правил для того, чтобы в 2017 году быстро и без сопутствующих проблем получить возможность воспользоваться страховыми средствами для ремонта авто:

Бланки извещения о ДТП в 2017 году выдаются при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО

Получив их, важно обязательно хранить в своем транспортном средстве, и иметь в поле доступа при случае ДТП. Заполнение бланков следует после получения ущерба транспортным средством (своим или другого лица), а также их пассажирами или пешеходами

Заполняться документы должны шариковой ручкой, которую тоже желательно иметь при себе. Важно полностью и грамотно записать все графы извещения, проставить все обозначения в клетках для возможности урегулирования ситуации с участием только самих участников страхового случая. Документ состоит из двух частей. Лицевая, самокопирующаяся, заполняется и подписывается обеими сторонами вместе, после чего исправления или дополнения недопустимы.
В случае если одна из сторон отказывается от заполнения документа, в 2017 году можно оформить документ самостоятельно, вписав марку и номер машины второго участника, ее цвет, переписать данные свидетелей, если таковые имеются. Конечно, в этом случае рассмотрение затянется, однако, оно будет производиться как таковое. Вторая сторона заполняется самостоятельно, притом как можно быстрее. Если для записи всей информации недостаточно места, можно закончить на чистом листе и приложить его к бланку, оставив в нем запись о наличии приложения. В таком виде его и необходимо предоставить своему страховому агенту из ОСАГО.
Для того чтобы урегулировать страховой случай без участия ГИББД, необходимо только 2 стороны конфликта, обе со страховым полисом ОСАГО. При этом повреждения должны быть небольшие, пострадавших и вовсе быть не должно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *