Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать при ДТП и как оформить Европротокол?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.
Особенности получения выплат по европротоколу
С 1 июня 2018 года можно запросить у страховой организации в качестве возмещения сумму в рамках лимита по договору ОСАГО, заключенному виновником ДТП с его страховой, но не свыше 100 000 рублей. К октябрю 2019 года также планируется повысить эти лимиты до установленных для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей 400 000 рублей.
В чем смысл требовать возмещения от своей страховой? Последняя делает выплаты как бы от лица страховой виновника ДТП, а потом в рамках соглашения о прямом возмещении убытков, заключенном членами Российского союза автостраховщиков (РСА), стребует с нее эти деньги. Другими словами, часть забот просто перекладывается на плечи страховой.
Что, если по какой-либо причине истребовать возмещение от своего страховщика нет возможности? В этом случае нужно обращаться в страховую организацию виновника. То же самое делают и те, кто заполнил европротокол, но впоследствии обнаружил, что в результате ДТП был нанесен вред его здоровью.
Чтобы выплатить возмещение, представитель страховой организации осматривает повреждения автомобиля в течение 15-ти дней с даты ДТП. Поэтому он имеет полное право в таком возмещении отказать, если к этому моменту вы отремонтировали или утилизировали транспортное средство. В случае ремонта или утилизации машины до истечения указанного срока виновником аварии ему грозит регрессное требование от его страховой. К тому же, у него также есть обязанность направить свой бланк европротокола страховщику, с которым он заключал договор.
Как заполняется европотокол-2022
У водителей на руках может быть один из двух вариантов европротокола:
- бланк, который выдан сотрудником страховой организации (он является отрывным);
- распечатанный самостоятельно бланк (при оформлении онлайн).
Независимо от вида, все же заполняется документ по единому принципу;
- ни в коем случае не отрывайте бланки друг от друга. Заполнять нужно так, как есть;
- сначала внесите всю необходимую информацию в пункты 1-8 (здесь указываются общие сведения о дорожно-транспортном происшествии);
- в пунктах 9-15, а также 16-18 участники ДТП вносят информацию о себе (каждый в своей строке). Подписи пока ставить не нужно;
- когда все данные внесены, оторвите бланки друг от друга. Только теперь и первый, и второй водитель ставят свои подписи (по 2 штуки) на каждом экземпляре документа (то есть на том, который заполнялся, и на том, где отпечаталась информация). Это означает, что на копии должна стоять оригинальная подпись;
- после этого каждый участник ДТП заполняет обратную сторону извещения. Причем в этом случае он ставит только свою подпись (подпись второго водителя не нужна).
Ситуации, когда возможно оформление
В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:
ситуация | кто составляет | обязательна/необязательна |
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД | Участники ДТП | Обязательна |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС | схему ДТП самостоятельно составляют участники | Рекомендовано |
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ | Участники ДТП могут составить дополнительную схему | По усмотрению |
Лимит выплат по европротоколу при ДТП
Оформление европротокола подразумевает, что оба участника согласны со стоимостью ущерба. Сам ущерб должен вписываться в рамки установленного законом лимита.
Существует два ключевых момента – разногласия и наличие фото- или видеофиксации ДТП.
- Лимит выплаты 100 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), у участников аварии есть разногласия по обстоятельствам ДТП (о виновнике аварии), но все обстоятельства сняты на фото и зафиксированы в извещении о ДТП;
- Если есть разногласия, но нет фото- или видеофиксации, то компенсация по ОСАГО не возмещается;
- Лимит выплаты по ОСАГО 400 тыс. рублей действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через мобильное приложение (или систему ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено извещение;
- Если нет ни разногласий, ни фото- или видеофиксаций, лимит выплат составляет 100 тыс. руб.
Действия в случае несогласия с размером страховых выплат
К сожалению, не редкость, когда страховая компания стремится минимизировать убытки путем намеренного занижения суммы компенсации, затягиванием сроков или отказом в удовлетворении требований клиента, мотивируя тем, что были предоставлены не все документы, или произошло нарушение процессуального порядка, хотя гражданин соблюдал все предписанные нормы.
В таком случае для восстановления собственных интересов потерпевшему необходимо воспользоваться методами обжалования:
1. В первую очередь потребуется направить претензию в адрес страховой компании с указанием неправомерных действий. Руководство должно в течение 10 дней рассмотреть ее и дать ответ заявителю.
2. Если же просьба в урегулировании конфликта не была удовлетворена, то гражданину следует подготовиться к обращению в суд. Для тех, кто рассматривает суд, как крайнюю меру урегулирования конфликта, есть еще вариант, обратиться в Центральный Банк РФ, который контролирует деятельность всех страховых компаний. На основании жалобы будет проведена проверка.
3. Если же и данный способ не дал результатов, то остается подача искового заявления. В этом случае заранее стоит обзавестись письменными подтверждениями собственной позиции, а также свидетельскими показаниями и иными доказательствами.
Необходимо понимать, что решение суда во многом зависит от качества подготовленного иска, поэтому стоит подумать о необходимости привлечения юриста.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Что такое типовые схемы и как ими пользоваться
Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:
- ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
- при объезде или перестроении,
- при одновременном перестроении,
- не соблюдении бокового или заднего интервала,
- поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
- один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
- первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
- поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
- авария при завершении обгона,
- автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
- увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
- обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
- не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
- движущихся в противоположных направлениях:
- выезд на встречку,
- при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
- спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
- реверсивное движение,
- движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
- при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
- проезд на запрещающий сигнал светофора,
- не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
- не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
- выезд с прилегающей территории, со двора,
- при движении задним ходом:
- «сдавал задом»,
- самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
- выезд со стоянки задним ходом,
- варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
- наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
- при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
- открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия
Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?
Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:
- Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
- Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
- Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
- Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
- Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
- Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.
Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.
- Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.
Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Европротокол: основная информация
«Европротокол» — это особая процедура, позволяющая участникам аварии оформить документ по упрощенной схеме. В России такая процедура стала возможной с 2009 года, а к настоящему моменту она претерпела ряд серьезных изменений, касаемых:
- ответственности сторон;
- размера выплат.
Более узкое понятие подразумевает под европротоколом бумагу особой формы. По своей сути она представляет собой «Извещение о ДТП», заполненное в соответствии с правилами. На практике процедура работает, поскольку это позволяет быстрее решить проблему на месте, не создавая заторов на дороге и не мешая иным участникам движения.
Регион проживания не имеет значение, оформить извещение можно по всей России.
Если пострадавшая сторона — это гражданин РФ, то используется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. В противном случае все делается наоборот.
Страховые компании в России при оформлении документов выдают своим клиентам бланк и инструкцию для его заполнения. Помимо него, необходимо сделать фото или видеосъемку с места аварии. Общего плана с нескольких ракурсов и детальных фотографий будет достаточно.
Водитель, попавший в аварию, несет ответственность за то, что не предупредил страховую компанию вовремя, отремонтировал автомобиль до осмотра или не предоставил транспорт для независимой комиссии.
Согласно правилам, после заполнения документов участникам предстоит:
- направить заполненные бланки страховщикам (есть конкретный срок для этого — 5 рабочих дней с момента аварии);
- отказаться от самостоятельного ремонта транспортного средства на срок не менее 15 рабочих дней, начиная со дня происшествия;
- дождаться ответа страховщика.
Очень часто страховые компании проводят независимую экспертизу поврежденных автомобилей.
Рекомендации по заполнению извещения о ДТП
Чтобы предотвратить возможность возникновения различных оценок относительно причин и обстоятельств аварии, избежать связанных с этим взаимных претензий, заполнять извещение о ДТП следует на месте происшествия, не изменяя положения транспортных средств.
При заполнении бланка извещения о ДТП обратите внимание на следующие моменты:
-
Убедитесь в том, что у вас имеется актуальный на текущий момент экземпляр бланка.
Он должен соответствовать редакции, закрепленной Указанием Банка России от 08.10.2019 года № 5283-У. Именно этим нормативно-правовым актом были внесены последние изменения в бланк извещения.
-
Определитесь со вторым участником в выборе колонок «Транспортное средство А» и «Транспортное средство В».
Кому и какая из колонок достанется, не имеет никакого правового значения.
-
Выполняйте все записи в бланке Европротокола разборчивым почерком или печатными буквами.
При заполнении граф извещения о ДТП:
-
В графе 1 указывается место ДТП – республика, край, область, район, населенный пункт, улица, дом.
-
В графе 2 указывается дата ДТП – день, месяц, год, часы, минуты.
-
В графе 3, при наличии свидетелей, указываются сведения о них – фамилия, имя, отчество, адрес места жительства.
-
В графе 4 указывается марка и модель, соответственно, транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 5 указывается фамилия, имя, отчество или полное наименование юридического лица, соответственно, собственников транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 6 в отношении водителей, соответственно, транспортных средств «А» и «В» указываются следующие данные:
— фамилия, имя, отчество,
— дата рождения,
— адрес места проживания,
— телефон,
— серия, номер, категория, дата выдачи водительского удостоверения,
— документ на право владения, пользования, распоряжения транспортным средством (доверенность, договор аренды, путевой лист и т. п.).
-
В графе 7 указывается наименование страховщика, застраховавшего ответственность, соответственно, водителей транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 8 указывается стрелкой на рисунке транспортного средства место первоначального удара, то есть место начального контактного взаимодействия при столкновении (наезде) соответственно, транспортных средств «А» и «В».
Не путать с местами деформации элементов и деталей.
-
В графе 9 перечисляются видимые повреждения, соответственно, на транспортных средствах «А» и «В».
-
В графе 10 излагаются замечания, соответственно, водителей транспортных средств «»А и «В».
-
В графе 11 указываются обстоятельства ДТП путем маркировки клеток.
Если ни одно из предложенных обстоятельств не отражает механизма происшествия, маркируйте клетки № 22.
В конце каждого из столбцов укажите общее количество отмеченных в разделе клеток.
-
В графе 12 размещается схема ДТП.
Для наглядности рекомендуем использовать типовые схемы ДТП.
Статья в помощь:
Типовые схемы ДТП
Образец схемы ДТП
-
В графе 13 личными подписями водителей удостоверяется отсутствие разногласий или их наличие. При наличии разногласий они должны быть указаны в графе 18 оборотной стороны извещения.
Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем на «своем» экземпляре самостоятельно.
-
В графе 14 делается
-
В графе 15 излагаются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.
-
В графе 16 делается отметка о том, под чьим управлением находилось транспортное средство, отмеченное в графе 14 – его собственника или иного лица, допущенного к управлению.
-
В графе 17 делается отметка о том, может ли транспортное средство, отмеченное в графе 14, передвигаться своим ходом. Если нет, то указывается, где оно находится сейчас.
-
В графе 18 размещаются примечания участников ДТП, в том числе, при их наличии, имеющиеся разногласия.
отметка о том, водитель какого транспортного средства (А или В) проставляет свою подпись на оборотной стороне данного экземпляра извещения ниже, т. е., в самом его конце.
В нижней части бланка Европротокола указывается дата его заполнения, проставляется личная подпись водителя транспортного средства, отмеченного в графе 14, а также указывается его фамилия и инициалы.
Бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно. Если договор обязательного страхования заключен в виде электронного документа, то указанные бланки в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно при личном обращении страхователя.
Кроме этого, страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».
Нужно соблюдать ряд несложных, но в то же время крайне необходимых правил для того, чтобы в 2017 году быстро и без сопутствующих проблем получить возможность воспользоваться страховыми средствами для ремонта авто:
Бланки извещения о ДТП в 2017 году выдаются при оформлении страхового полиса ОСАГО или КАСКО
Получив их, важно обязательно хранить в своем транспортном средстве, и иметь в поле доступа при случае ДТП. Заполнение бланков следует после получения ущерба транспортным средством (своим или другого лица), а также их пассажирами или пешеходами
Заполняться документы должны шариковой ручкой, которую тоже желательно иметь при себе. Важно полностью и грамотно записать все графы извещения, проставить все обозначения в клетках для возможности урегулирования ситуации с участием только самих участников страхового случая. Документ состоит из двух частей. Лицевая, самокопирующаяся, заполняется и подписывается обеими сторонами вместе, после чего исправления или дополнения недопустимы.
В случае если одна из сторон отказывается от заполнения документа, в 2017 году можно оформить документ самостоятельно, вписав марку и номер машины второго участника, ее цвет, переписать данные свидетелей, если таковые имеются. Конечно, в этом случае рассмотрение затянется, однако, оно будет производиться как таковое. Вторая сторона заполняется самостоятельно, притом как можно быстрее. Если для записи всей информации недостаточно места, можно закончить на чистом листе и приложить его к бланку, оставив в нем запись о наличии приложения. В таком виде его и необходимо предоставить своему страховому агенту из ОСАГО.
Для того чтобы урегулировать страховой случай без участия ГИББД, необходимо только 2 стороны конфликта, обе со страховым полисом ОСАГО. При этом повреждения должны быть небольшие, пострадавших и вовсе быть не должно.