Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Этапы проведения экспертизы проектных решений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ИСОГД — единая информационная система обеспечения градостроительной деятельности, разработанная и применяемая в отношении всех регионов России. Результаты экспертизы проектной документации необходимо заносить именно в нее — в электронном формате.
Комментарий к ст. 49 ГрК РФ
1. Комментируемая статья посвящена экспертной деятельности в сфере строительства и объектам экспертизы.
Понятие «экспертиза» не нашло своего общего определения в законодательстве РФ. Однако, проанализировав нормативные правовые акты РФ в сфере экспертной деятельности, можно увидеть составляющую, которая объединяет все виды экспертиз — это оценка соответствия чего-либо требованиям нормативным правовых документов РФ. В то же время оценка соответствия представляет собой «прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту» . Требования к объекту в зависимости от его назначения, как правило, изложены как в нормативных правовых, так и в нормативно-технических документах.
———————————
ГрК РФ, ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
ФЗ «О техническом регулировании» (ст. ст. 5 и 6).
В ч. 1 комментируемой статьи законодатель выделяет такие формы экспертизы, как:
— государственная;
— негосударственная.
В Модельном законе о государственной экспертизе определение понятия «государственная экспертиза» сформулировано следующим образом: «Деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы» . Очевидно, что данное определение имеет отношение, прежде всего, к государственному заказу, когда экспертиза проводится по заказу (поручению) государственных органов либо государственных предприятий и финансируется из средств государственного бюджета.
———————————
Модельный закон о государственной экспертизе (принят в г. Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 Постановлением 20-7 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Вместе с тем в сфере строительства государственная экспертиза проводится по поручению как государственных органов, подведомственных им организаций, так и коммерческих организаций.
Отличительным признаком государственной экспертизы от негосударственной экспертизы является ее обязательный характер.
Негосударственная экспертиза, в отличие от государственной, проводится на добровольной основе, то есть застройщик или технический заказчик вправе направить объект (проектную документацию или результаты инженерных изысканий) на экспертизу в любую экспертную организацию, уполномоченную на проведение экспертизы (подробнее об организациях, имеющих право на проведение негосударственной экспертизы в сфере строительства, см. комментарий к ст. 50 ГрК РФ, о лицах, которые могут быть застройщиками и (или) техническими заказчиками, — комментарий к ст. 1 ГрК РФ).
В сфере строительной деятельности законодатель выделил объекты, в отношении которых проводится экспертиза, вне зависимости от того, является она государственной или негосударственной. Так, к объектам экспертизы отнесены: проектная документация и результаты инженерных изысканий, которые подготавливаются по тому или иному объекту капитального строительства (здания, строения или сооружения).
Под проектной документацией законодатель понимает решения (конструктивные, технические, инженерные, технологические, архитектурные), которые способствуют обеспечению строительства, реконструкции, капитальному ремонту: здания, строения, сооружения (подробнее см. комментарий к ч. 15 ст. 1 и ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Инженерные изыскания представляют собой всестороннее исследование, изучение, обследование территории, на которой планируется строительство (реконструкция) здания, сооружения, строения (подробнее см. комментарий к ст. 47 ГрК РФ).
Результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчета, который может быть направлен на экспертизу как самостоятельно, так и в составе уже подготовленной проектной документации.
2. Не все объекты капитального строительства, в отношении которых разработаны документация и результаты инженерных изысканий, подлежат экспертизе. К таким объектам в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи относятся:
1) объекты индивидуального жилищного строительства.
К объектам индивидуального жилищного строительства законодатель относит отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, которые предназначены для проживания одной семьи (ст. 11 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»).
Под жилым домом следует понимать индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, которые предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Жилой дом является одним из видов жилых помещений в соответствии с ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 5).
В качестве семьи в законодательстве понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство» (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).
Для того чтобы жилой дом не подпадал под требования проведения экспертизы, он должен обладать следующими признаками:
а) наличие этажей не более 3-х. При этом в качестве полноценных жилых этажей могут учитываться подвалы, мансарды и цокольные этажи;
б) наличие функционального назначения — для проживания одной семьи;
в) обособленность от других домов.
Помощь компании «Лендлорд-Инвест»
Специалисты «Лендлорд-Инвест»:
- Осуществляют независимую экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, и представляют ее заключения в электронной форме.
Срок рассмотрения документов и, при необходимости, подготовки замечаний, составляет 5 рабочих дней. При отсутствии или после устранения причин замечаний, экспертное заключение оформляется в течение 3-х рабочих дней;
- Вносят проектные документы по объектам строительства, подлежащим строительному надзору, а также собственные результаты экспертизы проектной документации в базу ИСОГД;
- Оказывают другие услуги в сфере градостроительной деятельности, учитывая актуальные нормы Градостроительного кодекса и Постановления Правительства РФ.
Потенциальным и действующим заказчикам даются подробные консультации.
В штате нашей компании — квалифицированные и аккредитованные специалисты по разработке проектов «поднадзорных» зданий любой площади и высоты. Возможно оказание других сопутствующих услуг:
- Получение от оператора ИСОГД извещения о регистрации документации;
- Отправка копий экспертного заключения в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности;
- Сканирование документов, имеющихся у заказчика в бумажной форме.
В распоряжении компании «Лендлорд-Инвест» имеется:
- Полноценная информационная система, необходимая для выполнения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
- Технические инструменты для подготовки результатов независимой экспертизы в электронном формате. В соответствии с текущими регламентами Постановления Правительства Российской Федерации за номером 1330 в отношении поднадзорных объектов строительства.
Обследование зданий и сооружений
- Обследование зданий и сооружений, попадающих в предварительно — назначенную зону влияния нового строительства с целью установления текущей категории технического состояния и определения предельно допустимых дополнительных деформаций основания согласно СП 22.13330.2016.
- Обследование зданий и сооружений, подлежащих капитальному ремонту, реконструкции или изменению этажности с формированием заключения о возможности проведения данных работ и рекомендациями по устранению выявленных дефектов строительных конструкций для обеспечения безопасной эксплуатации здания или сооружения.
- Обследование зданий и сооружений, подлежащих сносу или демонтажу с целью установления их конструктивных особенностей и объемов строительных конструкций.
- Обследование внутренних и наружных инженерных коммуникаций с целью установления текущей категории технического состояния и формированием рекомендаций по устранению выявленных дефектов.
- Определение характеристик строительных конструкций с использованием приборов неразрушающего контроля.
- Контроль качества выполненных работ, в том числе установление соответствия фактически выполненных работ к проектным.
Понятие подразумевает комплекс работ, которые меняют строительные, инженерно-технические характеристики объектов, приводят в соответствие с нормами и требованиями эксплуатации.
Включает:
- изменение параметров (размеры, высота, этажность) всего здания или части;
- замена, усиление конструкций;
- укрепление фундамента;
- замена коммуникаций;
- кровельные работы, устройство мансарды;
- изменение фасада.
На основании исследования объекта принимается решение о преобразовании, определяется перечень дел. Разработка проектной документации на реконструкцию осуществляется в соответствии с установленными правилами.
Что входит:
- Обоснование (архитектурное, историческое, техническое, экономическое).
- Эскиз проекта.
- Рабочие документы.
До начала изменений необходимо пройти согласование в госслужбах, получить разрешение.
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе экспертного сопровождения (далее — государственная экспертиза), а также порядок выдачи заключения государственной экспертизы, размер платы за проведение государственной экспертизы и порядок взимания этой платы.
Настоящее Положение подлежит применению всеми уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», за исключением случаев, когда иной порядок проведения государственной экспертизы установлен законодательством Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти и организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
В соответствии с частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
Под техническим регламентом, указанным в п.5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации в первую очередь следует понимать Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 6 и 15) и «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (с изм. от 20.01.2017)).
Для подготовки проектной документации линейного объекта выполняются инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания (в случае пересечения с водными объектами) в соответствии с СП 47.13330.2012 (16) «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».
Дата подготовки отчетной документации по результатам инженерных изысканий должна содержать число, месяц и год.
В соответствии со статьей 1 «Основные понятия» Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (редакция, действующая с 13.07.2015) техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
При этом опасный производственный объект должен быть существующим и зарегистрированным в государственном реестре опасных производственных объектов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
То есть, если в рамках технического перевооружения предусмотрены проектные работы по новому строительству и реконструкции, проектная документация на техническое перевооружение подлежит государственной или негосударственной экспертизе в соответствии с градостроительным законодательством.
Зачем вносить изменения?
Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса)
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:
Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Когда экспертизу не проводят
Перечислим кратко эти случаи-исключения:
- жилой дом;
- блочные дома-таунхаусы до 10 семей, если они строятся на негосударственные средства;
- отдельные здания и сооружения (площадью не более 1500 кв. метров и не более 2 этажей, не являющиеся особо опасными, технически сложными объектами и не находящиеся в особых зонах);
- буровые скважины, если есть техпроект разработки месторождений и все документы на работы по добыче полезных ископаемых;
- если для строительства и ремонта нет необходимости получать разрешение на строительство.
Также, если экспертиза уже проводилась, заключение было положительным, но в проект были внесены изменения, переделывать исследование не надо если:
- изменения не касаются несущих элементов;
- не поменялся класс, категория, функции объектов;
- новый проект не нарушает требования техрегламента и иные установленные законом нормы.
Повторная экспертиза проектной документации
Если при исследования проекта обнаружились нарушения, эксперты проводят повторный анализ документов. Обычно в этом случае изучаются те моменты, которые были проблемными в прошлый раз.
Другой случай, когда проводится повторное исследование — если после экспертизы в проект внесли большие изменения. Например, заказчик переделал все и сделал дополнительный этаж, подвал, поменял расположение несущих колонн и так далее.
Стоимость повторной экспертизы обычно меньше первичных работ, которые могут выйти в несколько миллионов рублей.
Нужна ли экспертиза проектной документации при внесении изменений в проект?
Иногда после успешно проведенной экспертизы проектной документации требуется внести изменения в проект. Закономерно возникает вопрос: нужно ли повторно проводить эту процедуру? Градостроительный кодекс и постановление № 145 говорят по этому поводу, что повторная экспертиза откорректированного проекта требуется в том случае, если:
- Поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства. Перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капстроительства, установлен приказом Минрегиона России № 624 от 30 декабря 2009 года.
- Исправления привели к увеличению сметы на строительство.
Государственная экспертная комиссия России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов).
На федеральном уровне Главгосэкспертиза России осуществляет экспертизу:
градостроительной документации: схем районной планировки административно-территориальных образований, в которых решаются вопросы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, исторических и курортных городов и городов-новостроек;
проектов строительства, в том числе:
объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
Для осуществления более качественного контроля и организации мониторинга действенности экспертизы Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством градостроительной документации и проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов.
На уровне субъектов Федерации
Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу:
градостроительной документации не федерального значения;
проектов строительства:
объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому.
Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочной контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
На уровне отраслей и ведомств
Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Госстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
Порядок проведения экспертизы
Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально-экономической и природоохранной политики.
Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу
Проекты строительства представляются заказчиком в государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и по отдельным разделам, что определяется договором на проведение экспертизы.
Объем документации проектов строительства, подлежащих рассмотрению в порядке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К представляемой документации прилагаются документы об утверждении проекта, заключение ранее рассматривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строящимся объектам).
Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
Основные вопросы уточняются в зависимости от отраслевой специфики, особых условий и видов строительства. При экспертизе проектов строительства проверяется:
-
соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;
-
наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора; хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта;
-
конкурентоспособность его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличие природных и иных ресурсов;
-
выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);
-
обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности) объекта исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или представляемых услугах;
-
достаточность и эффективность технических решений и мероприятий по охране окружающей природной среды, предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации их последствий;
-
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;
-
соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;
-
достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
-
наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;
-
оценка технического уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприятия (производства), его материале- и энергоемкости;
-
обоснованность применяемой технологии производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем;
-
выбор основного технологического оборудования;
-
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
-
оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению;
-
возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергоресурсов;
-
наличие безотходного (малоотходного) производства на базе полного и комплексного использования сырья и отходов;
-
обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);
-
оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
-
обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений исходя из необходимости их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим. Эффективность использования площадей и объемов зданий; обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
-
оценка проектных решений по организации строительства;
-
достоверность определения стоимости строительства;
-
оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.
Заключение по экспертизе проектов строительства
По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в целом с учетом заключений государственных экспертиз, принимавших участие в рассмотрении проекта.
Экспертное заключение должно содержать:
-
краткую характеристику исходных данных, условий строительства и основных проектных решений, а также технико-экономические показатели проекта строительства;
-
конкретные замечания и предложения по принятым проектным решениям, изменения и дополнения, внесенные в процессе экспертизы;
-
ожидаемый эффект от их реализации (с количественной оценкой);
-
общие выводы о целесообразности инвестиций в строительство с учетом экономической эффективности, экологической безопасности, эксплуатационной надежности, конкурентоспособности продукции и социальной значимости объекта;
-
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последующем проектировании;
-
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экономических показателей) или отклонении проекта.
При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом вносится предложение о применении в установленном порядке к организациям — разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лицензий.
Заключение утверждается руководителем экспертного органа и направляется заказчику или в утверждающую проект инстанцию. При проведении совместной экспертизы заключение утверждается руководством экспертных органов, участвующих в рассмотрении проекта строительства.
Сроком начала экспертизы является дата утверждения руководством экспертного органа плана ее проведения (или подписания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключения заказчику или утверждающей проект инстанции.
В каких случаях необходима экспертиза проектно-сметной документации?
К экспертизе проектно-сметной документации прибегают в случаях, когда при оформлении документации допущены ошибки либо подозревается их наличие. Вот примерный список ситуаций, когда следует провести подобное исследование:
- Возникает вопрос о соответствии проведенных проектных работ предписаниям нормативных актов.
- Неправильно определены объемы плановой себестоимости, сопутствующих расходов, коэффициентов пересчета цен с учетом инфляции, общих затрат.
- Требуется рассчитать стоимость строительства в смешанных, базисных, текущих или прогнозируемых ценах.
- Случаи неправильного определения сроков строительства, что приводит к итоговому неоправданному увеличению затрат (ввиду повышения расходов на оплату труда, аренду строительной техники и т.п.).
- Требуется установить, соответствуют ли стоимость и объем выполненных проектных работ техническому заданию, задачам проектирования, а также предписаниям исходно-разрешительных и договорных документов.
Согласно методической документации (имеющей рекомендательный характер), расчет стоимости строительства может проводиться в следующих видах цен:
- Базисным считается уровень цен 2000 г. (согласно ФСНБ-2001 в редакции 2014 г.)
- Текущие цены. Цены, действительные на момент расчета стоимости строительства. Их еще называют фактическими или актуальными ценами.
- Прогнозируемые цены. Цены, которые предположительно будут действительными на момент выполнения расчетного объема работ.
Во время проведения экспертизы проектной документации оценивается:
- Процесс, который описывает технологию строительства, а также его надежность.
Подлежат обязательной проверке способы и процедуры, направленные на соблюдение безопасности работ.
- Качество используемых для строительства или реконструкции материалов.
Особенно ядовитых и пожароопасных.
- Действия, необходимые для обеспечения надежности строительства.
- Возможность быстро отключить некоторые элементы или участки для того, чтобы осуществить ремонт.
- Использование во время строительства различного основного и дополнительного оборудования.
- Варианты расположения здания и их правильность.
- Технологии, используемые для строительства инновационных проектов или промышленного производства.
- Исследование способа строительства, основанное на опыте иностранных коллег.
- Автоматизированное регулирование всеми процессами, направленными на предупреждение и ликвидацию аварий.
- Безопасность зданий и их систем вентилирования, сигнализации и т. д.
- Возможность автономной работы производства при сбоях в работе электроснабжения.
- Уровень защищенности недвижимости от внешнего воздействия.
- Соответствие объекта всем установленным параметрам пожаробезопасности.
- Принятые меры для защиты от всех возможных аварий, а также уровень безопасности и наличие контрольно-измерительных приборов.
- Необходимость использования оборудования, а также его укомплектованность.
- Квалификацию работников, которые будут выполнять работу.