Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать привлечение к административной ответственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемой ст. 24.3.1 КоАП РФ установлен порядок доведения до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях.
Комментарий к ст. 29.7 КоАП
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении представляет собой определенную последовательность процессуальных действий, направленную на защиту прав и законных интересов лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, и установление объективной истины. Прежде чем перейти к рассмотрению дела по существу, субъект, уполномоченный рассматривать дело, должен установить наличие всех условий, необходимых для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Субъект, уполномоченный рассматривать дело, объявляет, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению и каковы правовые основания привлечения к административной ответственности.
Далее необходимо установить факт явки лиц, участвующих в рассмотрении дела. Факт присутствия лиц подтверждается удостоверением личности, служебным удостоверением, доверенностью либо иными документами.
Важно установить наличие полномочий законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Полномочия защитника или представителя удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Важным условием рассмотрения дела по существу является наличие участников производства по делу об административном правонарушении. В случае их отсутствия необходимо принять решение либо о рассмотрении дела, либо об отложении рассмотрения дела. Решение о рассмотрении дела в отсутствие некоторых участников производства по делам об административном правонарушении (лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законных представителей физического и юридического лица) возможно лишь в том случае, если имеются данные о надлежащем извещении данных лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от этих участников не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности и рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
По итогам проверки наличия условий, необходимых для рассмотрения дела, могут быть вынесены определения трех видов: об отложении рассмотрения дела; о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
Основанием вынесения определения об отложении рассмотрения дела может быть: поступление заявления о самоотводе или отводе лица, рассматривающего дело; отвод специалиста, эксперта или переводчика; необходимость явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов, назначения экспертизы.
В том случае, если все условия, необходимые для рассмотрения дела по существу, соблюдены, необходимо огласить протокол об административном правонарушении и иные материалы дела. Затем заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания иных участников рассмотрения дела. Именно на данной стадии устанавливается факт противоправности совершенного деяния, виновности субъектов, привлекаемых к административной ответственности, наличие отягчающих или смягчающих обстоятельств.
В суде один без адвоката
Если клиент один без адвоката оказался в суде, то он, зачастую, не знает что делать. Правила поведения в суде подробно расписано процессуальным законодательством, а вот как себя вести с судьями, и почему этому следует уделить внимание, нигде не описано.
Если мне не пояснить, как статус судьи влияет на его личные качества, то в этой публикации останется писать лишь о процессуальных правовых нормах, которые можно прочитать каждому самостоятельно, заглянув в любую справочную правовую систему.
Надо понимать, что люди, наделенные властью, психологически трансформируются и отличаются от обычных людей. Они не умнее или глупее, имеют не лучшее или не худшее образование, они не лучше или хуже остальных — они другие!
И это обстоятельство необходимо учитывать при общении с судьями, чтобы не пришлось на них жаловаться в дальнейшем.
Точно так же, как со следователями, прокурорскими работниками, полицейскими и сотрудниками прочих служб и органов государственной власти, о которых я пишу в других публикациях.
Мне приходилось встречаться со многими судьями различных судебных инстанций, с рядовыми и руководителями судов, а с некоторыми имею личные отношения. Кроме того, я сам рассматриваю дела в качестве независимого арбитра и наблюдаю поведение сторон споров с места того самого лица, от которого зависит исход дела.
Существует примерно четыре типичные группы судейских личностей (назовем это так), в основе которых не только их морально-нравственные качества, но и психологические особенности личности.
Под влиянием этих качеств складываются отношения между судьёй и участниками процесса (истец, ответчик, третье лицо, подсудимый, потерпевший, свидетель и т. д.) за исключением профессиональных участников — адвокатов, прокуроров.
Я не буду детально рассматривать каждую группу судей, но укажу их основные поведенческие признаки, и как они влияют на участников процесса и обычных людей, вынужденных общаться с ними вне судебного заседания.
- воспитанные и властные одновременно. Такие люди в уважительной форме повелевают в судебном заседании. В полной мере пользуются своим статусом для управления судебным процессом. Психологически они не угнетают участников процесса и вызывают уважение. Личную симпатию не вызывают;
- невоспитанные и властные. Например вот такие как в этом видео. Эти тоже властвуют, но могут оскорбить и даже унизить участников процесса. Легко используют для этого свою власть, демонстративно подчеркивают свой судебный статус. У участников процесса вызывают психологическое угнетение, подавляют волю, вызывают раздражение, противодействие, неуважение и даже ненависть;
- тактичные, уважительные. Власть и статус используют незаметно, естественно. Управляют участниками процесса также незаметно и естественно, без давления своим статусом, властью. Судебные заседания проходят в рабочей доброжелательной атмосфере. У участников процесса вызывают уважение, личную симпатию. Иногда проигравшая сторона (осужденный) воспринимает решение (приговор) как должное и даже его не обжалует;
- холодные, равнодушные, мягкие и безвольные. Такие разные типажи объединены в одну группу, поскольку все они своим поведением провоцируют участников процесса на свободные не процессуальные действия, беспорядок, небрежность, фамильярность в процессе и панибратство вне его. Такие судьи не вызывают у участников процесса ни личной симпатии, ни уважения.
Как проходит судебное заседание по административному делу?
При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.
При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.
При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.
Повестка в суд по административному делу. поясните, пожалуйста.
Для подачи обоснованной, надлежащим образом мотивированной апелляции желательно ознакомиться с материалами дела Важно! В описательной части апелляции обязательно указываем, когда вынесено постановление, каким судом, в отношении кого, по какой статье КУоАП и какому административному взысканию было подвергнуто лицо. Следует помнить, что если суд рассматривает дело об административном правонарушении в отсутствии лица, которое привлекается к административной ответственности, не уведомив его о дате и месте слушания дела, то это нарушение ст.Судебная повестка: могу ли не явиться и каковы последствия? Добрый вечер! Вас вызывают в качестве лица привлекаемого к административной ответственности, чтобы узнать более конкретно по какому делу, посмотрите в повестки телефон суда и позвоните. То, что ваша мама расписалась за повестку будет считаться надлежащим извещением т.к.
Не явился в суд по административному делу
Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.Протокол об административном правонарушении И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла» (с) Обзор суд практики за 4кв. 2006 Вопрос 11: Каковы сроки и порядок привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ? Ответ: Часть 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуплату административного штрафа, в срок предусмотренный Кодексом.Неявка в суд по административному правонарушению Согласно ст.
Судебное разбирательство по административному делу – порядок
Стороны и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания повестками или иным способом, которые позволяет фиксировать факт получения ими информации.
Судебное разбирательство по административному делу осуществляется устно, кроме рассмотрения в порядке упрощенного производства. В суд необходимо взять документы, удостоверяющие личность, для представителя – оригинал доверенности и диплом о наличии высшего юридического образования, документы, которые не были приложены к иску, но которые лица намереваются приобщить к делу (и копии их для вручения административному ответчику).
Судебное разбирательство начинается с открытия судебного заседания судьей, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, и разъясняются их права. Если имеются основания для отвода судьи, их лучше заявить непосредственно на указанной стадии. Выступать в суде, давать пояснения, обращаться с вопросом можно только с разрешения судьи. Свидетели по административному делу должны быть удалены из зала суда до их допроса, поэтому ходатайство о вызове свидетеля должно быть заявлено сторонами после открытия судебного заседания (если они присутствуют в зале).
После доклада судьи об административном деле, существе требований административного истца заслушиваются, соответственно, административный истец, административный ответчик, а затем заинтересованные лица. Все они могут задавать друг другу вопросы, равно как и суд.
Затем судебное разбирательство продолжается исследованием письменных и вещественных доказательств, имеющихся в административном деле, в ходе которого стороны также вправе давать пояснения.
Судебные прения как стадия судебного разбирательства по административному делу заключаются в выступления административных истца и ответчика, последняя реплика в которых всегда принадлежит административному ответчику. Ссылаться на доказательства, которые не были исследованы, в судебных прениях нельзя. Но закон содержит правило, согласно которому, если судья сочтет нужным выяснить какие-то обстоятельства дополнительно, он может вынести определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу, т.е. возвращению к началу судебного разбирательства.
После окончания судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, после чего оглашается решение суда по административному делу.
Понятие и структура стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях
Эффективность производства по делам об административных правонарушениях, как известно, зависит от успешной реализации стадии исполнения постановлений об административных наказаниях.
Вопросы исполнения этих постановлений приобретают особую актуальность в современных условиях, когда заметно обостряется криминальная ситуация в обществе и расширяется сфера действия административно-деликтного законодательства, что связано с увеличением числа административных правонарушений и количества лиц, привлекаемых к административной ответственности. Примечательно, что одновременно с этим увеличивается число неисполненных постановлений об административных наказаниях, в правоприменительной деятельности не снижается количество ошибок и нарушений законности, допускаемых должностными лицами органов государственного управления при исполнении таких постановлений.
Как обращаться к судье
Призыв к суду из одного или нескольких судей начинается одинаково (ГПК, ст.
158). В уголовном производстве предусмотрено отличное от предыдущего обращение.
Речь к председателю процесса начинается с фразы «Ваша честь». Когда на процессе работает коллегия из нескольких судей, обращение к ней осуществляется посредством фразы «Уважаемый суд» (ст.
257 УПК). В Арбитражном процессуальном кодексе обозначен порядок обращения к судьям во время разбирательства. Количество членов судебного состава не влияет на речь участников на заседании.
Стороны и другие участники судопроизводства должны обратиться к судье исключительно фразой «Уважаемый суд». Это положение прописано в статье 157 АПК РФ.
Административный процесс не имел обозначенных указаний касательно обращения к судьям до 2015 года. После принятия Кодекса административного судопроизводства граждане, принимающие участие в процессе, должны обратиться к суду «Уважаемый суд». Форма «Ваша честь» применяется при обращении к одному судье (ст.
144 п. 3 КАСП). Когда во время заседания участник направляет письменное заявление, прошение, адресатом становится не судья, но суд. Нормы поведения в зале суда следует знать, чтобы избежать проблем.
Их соблюдение необходимо не только сторонам разбирательства, но и другим участникам производства. Каждый гражданин должен вникнуть в свои права и обязанности при обращении в суд. Хорошее впечатление на судью может положительно сыграть на результате слушания.
Прежде следует определиться с внешним видом.
Участникам разбирательства не выставляется конкретное требование о комплекте одежды для заседания. Однако следует понимать, что откровенные или вечерние наряды не подходят для присутствия в зале суда.
Судья, вынося решение по делу, не должен обращать внимание на облачение участников слушания.
Однако неопрятная одежда или непривычный стиль может вызвать неприятное впечатление о человеке. Предпочтительнее одеться в простую одежду или классический костюм.
Во время заседания следует сохранять спокойствие, обращать внимание на детали.
Опытные юристы советуют подготовить речь для выступления, представления свидетельских показаний заранее. Внятное изложение способно положительно влиять на суд или присяжных заседателей. Участие на предварительном заседании значительно упрощает процесс общения с судом.
Оно проходит как обычная беседа. Ответчикам советуют вести себя на процессе спокойно. Это поможет составить положительное впечатление.
Если есть возможность и желание, можно уладить спор посредством мирового соглашения.
Громкий спор с участниками производства может стать причиной удаления из зала заседания и отсутствия возможности отстоять свои права и интересы, выступить с заключительным словом. Свидетели должны присутствовать на заседании, приходить в срок и представлять правдивую информацию касательно дела. Ответственность свидетелей перед законом установлена действующими актами.
Лицам, свидетельствующим на слушании дела, также советуют подготовить речь заблаговременно.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Просто честно ответьте себе на эти вопросы:
Вы хотите оградить себя
и близких от проблем
юридического характера?
Вы хотите снизить Ваши
проблемы юридического
характера до минимума?
Вы хотите, чтобы Ваши
проблемы решали лучшие
юристы Москвы?
1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
- Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
- Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
- Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
- Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
- Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
- Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
- Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
- Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
- Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
- Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
- Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
- Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 11.11.2018
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 14.07.2013
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 01.07.2002
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Административные ходатайства — виды и сроки рассмотрения
Административным ходатайством можно назвать прошение, заявленное:
- в рамках административного процесса, регулируемого положениями Кодекса административного судопроизводства (далее — КАС РФ);
- в рамках дел, вытекающих из правонарушений, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Правом на подачу ходатайства обладают лица, участвующие в деле (ст. 45 КАС РФ, ст. 24.4 КоАП). При этом в КАС РФ отдельной нормы, определяющей понятие ходатайства и устанавливающей его форму, нет. Анализ же ряда норм позволяет сделать вывод о том, что в некоторых случаях ходатайствовать можно только в письменной форме (например, по ст. 61 или 112 КАС РФ). Иные нормы дают право заявить ходатайство и в устной форме (к примеру, п. 9 ч. 3 ст. 205 КАС РФ) либо внести свое заявление в другой процессуальный документ (например, исковое заявление, согласно ст. 125 КАС РФ).
КоАП более последователен в этом вопросе и содержит отдельную норму, посвященную ходатайствам. В ст. 24.4 определено, что ходатайство должно заявляться в письменной форме.
Срок рассмотрения ходатайства по административному делу также зависит от категории процесса и вида прошения.
- КАС РФ единого срока для рассмотрения ходатайств не устанавливает. Из анализа же нормы, посвященной порядку рассмотрения ходатайств (ст. 154 КАС РФ), а также иных положений КАС, регулирующих порядок подачи различных видов ходатайств в административном процессе, можно сделать вывод, что они должны рассматриваться немедленно, то есть в максимально быстрый срок с точки зрения разумности.
- В КоАП положение о немедленном рассмотрении ходатайств закреплено в п. 2 ст. 24.4.
Образец ходатайства мировому судье по административному делу
Мировому судье судебного участка № 3
Железнодорожного судебного района
на территории городского округа Воронежа
Примаковой Т. А.
от Пономарева В. С.,
проживающего по адресу: Санкт-Петербург, ул. Советская, д. 15, кв. 2
ХОДАТАЙСТВО
В вашем производстве находятся материалы дела № 000/000-00 в отношении меня, Пономарева Василия Сергеевича. На основании ст. 29.5 КоАП РФ с целью объективного и всестороннего рассмотрения дела прошу вас направить материалы для рассмотрения в суд по месту моего фактического проживания (Санкт-Петербург, ул. Советская, д. 15, кв. 2).
Данное ходатайство направляется с целью удовлетворения моего законного права присутствовать на заседании по делу ввиду того, что я имею серьезное заболевание, не позволяющее совершать удаленные поездки.
Ходатайство направляется на основании и в порядке ст. 24.4 КоАП РФ.
Приложение: медицинская справка.
Как убедить судью смягчить наказание по административному делу: важные нюансы рассмотрений
Результатом заседания стал штраф? Вы можете убедить судью снизить его размер. Если речь идет о штрафе по ст. 20.2, попробуйте следующее:
- Принесите положительные характеристики с места работы или учебы.
- Предоставьте суду справку о заработной плате, если она невелика по сравнению с назначенными суммами. Ведь штрафы по ст. 20.2 составляют 10 000—30 000 руб., поэтому вам с большой вероятностью пойдут навстречу.
- Уведомите судью, что впервые привлекаетесь к административной ответственности. Если же с момента последнего взыскания прошло больше года, также упомяните этот факт.
- Инвалиды предоставляют справки, подтверждающие болезнь; приложите и документы, где указывается размер пенсии. Если на попечении находятся нетрудоспособные люди, также предъявите соответствующие бумаги.
- Судьи проявляют снисхождение к многодетным родителям (при условии, что на попечении 3 и больше несовершеннолетних). Аргументом будет и наличие пожилых родителей, находящихся на вашем обеспечении, маленьких детей и других иждивенцев.
Но штраф — не самая строгая мера наказания по административному делу, ведь по ч. 1 ст. 19.3 вам могут назначить арест. Наказание смягчают следующим категориям граждан:
- беременным;
- женщинам, у которых есть дети младше 14 лет;
- несовершеннолетним;
- инвалидам;
- военнослужащим;
- лицам, имеющим специальные звания (при условии, что они являются сотрудниками органов МВД, противопожарной службы и т. д.).
Предоставив подтверждающие бумаги, вы облегчите свою участь; также напомните судье, что Конституция РФ устанавливает принципы гуманизма, и индивидуализация ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП будет ей противоречить.
Сроки рассмотрения административного дела в суде
Сроки, отведенные для рассмотрения административных дел, определяются в ст. 29.6 КоАП. Если материалы передаются в суд, то заседание должно состояться в течение 2 мес. со дня получения бумаг судьей.
Время, отведенное для рассмотрения дела, продлевается при подаче соответствующих ходатайств. В некоторых случаях заседание переносит и судья по собственной инициативе, но не более, чем на 1 мес.
Отдельно следует рассмотреть сроки давности по административным делам. В отличие от уголовной сферы, они невелики:
- Постановление выносится в течение 2 мес. (при рассмотрении дела судьей — 3 мес.) со дня совершения правонарушения, если вы не соблюли законы об экспортном контроле, внутренних морских водах, территориальном шельфе. К этой же сфере относятся положения о геодезии или картографии, а также энергосбережении.
- Когда вопрос касается защиты детей, авторских прав, пожарной безопасности, то период для привлечения к ответственности составляет 1 год.
- При совершении правонарушения, которое привело к наказанию в виде дисквалификации, срок давности составляет 1 год. Когда же деяние носит длительный характер, период для ответственности отсчитывается с момента выявления.
- При несоблюдении таможенного законодательства привлечение юридических или физических лиц возможно в течение 2 лет.
- Нарушен закон о противодействии коррупции? Дело могут возбудить в течение 6 лет.
Уточнить подробнее, каким будет период ответственности, вы сможете в КоАП РФ: статья 4.5 регулирует сферу.
1. В случаях, предусмотренных частью 3 статьи 29.4, пунктом 8 части 1 статьи 29.7 настоящего Кодекса, применяется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля.
1) органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
2) органом внутренних дел (полицией) на основании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.
Как ведется производство об административных правонарушениях
В указанных целях нужно обращаться прежде всего к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений (ст. 1, 2).
В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:
- нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
- акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
- решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).
Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.
Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ.
На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год, гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.
Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.
Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу (ст. 46). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.
Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках (ст. 42).
Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле (ст. 37, 38, 45).
Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование (глава 6).
В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).
Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).
При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать (ст. 62).
Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств (ст. 63), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.
По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца (глава 7).
Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.
Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ, которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.
Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями (ст. 19, 20, 21 КАС РФ).
Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.
Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.
Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.
Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.
Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них (ст. 26).
Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком (ст. 43).
В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению (ст. 95).
В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).
Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36, в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.
Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.
Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.
Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.
Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.
Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).
Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.
Граждане не должны страдать от сомнений судов, которые не знают, в каком судопроизводстве разрешать дело, указал Верховный суд в одном из недавних дел. Юрий Жилин* решил оспорить отказ местной администрации выделить ему в собственность садовый участок. Сначала он подал административный иск, но заявление возвратили и указали, что дело надо разрешать в гражданско-правовом порядке. Такое решение Сургутского городского суда «засилил» суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК, объясняет Пустовит.
По его словам, обычный гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 ГК. В частности, это:
- договоры и другие сделки;
- акты госорганов и органов местного самоуправления, на основании которых по закону возникают гражданские права и обязанности;
- причинение вреда;
- неосновательное обогащение.
В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство, говорит Пустовит. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный [гражданский] иск о понуждении к заключению договора, заключает Пустовит.
Как обжаловать привлечение к административной ответственности?
1. Административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок.
2. При определении разумного срока административного судопроизводства, который включает в себя период со дня поступления административного искового заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по административному делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность административного дела, поведение участников судебного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения административного дела, а также общая продолжительность судопроизводства по административному делу.
3. Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
4. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, в том числе предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 28 настоящего Кодекса и требующие замены судьи, а также рассмотрение административного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумного срока административного судопроизводства.
5. Правила определения разумного срока административного судопроизводства, предусмотренные частями 2 и 4 настоящей статьи, применяются также при определении разумного срока исполнения судебных актов по административным делам.
6. В случае, если после принятия административного искового заявления к производству суда административное дело длительное время не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда по своей инициативе или на основании соответствующего заявления заинтересованного лица об ускорении рассмотрения административного дела вправе вынести мотивированное определение об ускорении рассмотрения административного дела.
7. В заявлении об ускорении рассмотрения административного дела должны быть, в частности, указаны обстоятельства, на которых лицо, подающее заявление, основывает свое требование. Заявление об ускорении рассмотрения административного дела рассматривается председателем суда не позднее следующего рабочего дня после дня поступления этого заявления в суд без извещения лица, подавшего заявление, и иных лиц, участвующих в деле. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное определение об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом.
8. В определении об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения его рассмотрения, а также установлен срок, в пределах которого должно быть проведено судебное заседание.
9. Копия определения об удовлетворении заявления и ускорении рассмотрения административного дела или об отказе в этом направляется лицам, участвующим в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.
Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.
Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф. При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.
Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.
Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.
Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.
Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).
Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.
В ст. 135 КАС РФ, определяющей действия сторон и суда при подготовке административного дела к судебному разбирательству, закреплены положения, во многом аналогичные положениям ст. ст. 149 «Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству» и 150 «Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству» ГПК РФ. АПК РФ содержит самостоятельную статью 135 «Действия по подготовке дела к судебному разбирательству», но в ней определены лишь действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству.
Так, в соответствии со ст. 149 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству истец или его представитель:
1) передает ответчику копии доказательств, обосновывающих фактические основания иска;
2) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.
В ч. 2 указанной статьи предусмотрено, что ответчик или его представитель:
1) уточняет исковые требования истца и фактические основания этих требований;
2) представляет истцу или его представителю и суду возражения в письменной форме относительно исковых требований;
3) передает истцу или его представителю и судье доказательства, обосновывающие возражения относительно иска;
4) заявляет перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые он не может получить самостоятельно без помощи суда.